Делимобиль — лидер на рынке каршеринга в России — объявил сегодня об успешном привлечении 4,2 млрд руб. в ходе первичного публичного предложения (IPO) акций на Московской бирже. Цена предложения установлена по верхней границе диапазона — 265 руб. за акцию.
По итогам IPO рыночная капитализация компании составит 46,6 млрд руб. Делимобиль — первый публичный каршеринговый сервис в России.
Когда начнутся торги? Акции компании включены во второй уровень листинга Московской биржи, тикер — DELI. Торги акциями Делимобиля начнутся завтра, 7 февраля 2024 года, около 11:00 по московскому времени. Прямая трансляция церемонии начала торгов акциями Делимобиля на Московской бирже будет доступна по ссылке ( и начнется 7 февраля 2023 года, в 10.45.
Спрос превысил предложение. Спрос по верхней границе ценового диапазона многократно превысил предложение. Доли институциональных инвесторов и физических лиц в общем объеме размещения были поделены примерно поровну. В ходе IPO компания привлекла свыше 45 тыс. розничных инвесторов в акционерный капитал.
Иртегова Ирина
СберИнвестиции
Free float по итогам размещения 9%. Общий размер IPO составил 4,2 млрд руб., включая стабилизационный пакет. Доля акций в свободном обращении (free-float) составила 9% от размера акционерного капитала компании после его увеличения в результате сделки.
Lock-up период — 180 дней. Делимобиль принял на себя обязательства, связанные с ограничением на отчуждение акций самой компанией и её контролирующими лицами, включая ООО «Делимобиль Холдинг», на период 180 дней с даты начала торгов акциями на Московской бирже.
Цели IPO. Средства, привлеченные в результате предложения, будут направлены на дальнейшее развитие бизнеса компании, снижение её долговой нагрузки, на общекорпоративные и иные цели.
В обозримом будущем можно выделить следующие предпосылки для роста бизнеса компании:
Растущий рынок каршеринговых услуг в России. По оценкам Б1, среднегодовой рост рынка каршеринга в России в 2023–2028 годах составит 40%, а его объем к концу периода достигнет 234 млрд руб. Основные факторы роста рынка каршеринга в России — низкий уровень распространения услуги в стране, выгодное ценностное предложение для потребителей по сравнению с покупкой личного автомобиля и услугами такси, поддержка со стороны городских властей и стимулирование развития транспортной инфраструктуры крупных городов, а также сетевой эффект от распространения каршеринга в стране.
Делимобиль обладает рядом конкурентных преимуществ:
крупнейший автопарк среди каршеринговых компаний в России (более 24 тыс. автомобилей) и самое большое количество активных пользователей в месяц (около 0,5 млн человек);
высокая лояльность клиентов поддерживается ценностным предложением;
адаптивная сетка тарифов, удобное мобильное приложение;
качественная поддержка клиентов 24/7;
широкая география присутствия в сравнении с конкурентами — компания представлена в десяти городах (более 25% городского населения России), тогда как ближайшие конкуренты работают в трех–пяти городах;
развитая сеть собственных сервисных станций улучшает качество сервиса и сокращает простой автомобилей, повышая частоту и эффективность их использования;
собственная полноценная технологическая платформа — один из ключевых факторов эффективного развития и роста каршеринговых компаний.
Рентабельность по скорректированной EBITDA будет расти за счет следующих факторов:
рост выручки в расчете на минуту;
увеличение доли прямого импорта запасных частей из Китая;
сокращение расходов по обслуживанию автопарка благодаря эффекту масштаба;
снижение удельного веса условно фиксированных затрат;
повышение эффективности работы собственных станций ТО;
улучшение автоматизации и алгоритмов оптимизации операционных процессов.
Четкая стратегия развития. Компания планирует развиваться за счет дальнейшего увеличения доли в городах присутствия, выхода на рынки новых городов, а также запуска новых продуктов. Делимобиль оценивает потенциал рынка каршеринга в 120 млрд руб. Компания планирует начать работу во всех городах России с населением более 500 тыс. человек и ежегодно выходить в три-пять новых городов. Также компания продолжит активно развивать новые сервисы в рамках двух направлений: B2B-каршеринг и долгосрочная аренда. Важным этапом развития менеджмент считает масштабирование сети сервисного обслуживания и переход к монетизации платформы через предоставление услуг третьим сторонам.