Рецензии на книги

Рецензии на книги | Истории о бизнесе.

В статье, опубликованной в The Wall Street Journal, банкир Morgan Stanley Alok Sama  — автор книги ‘The Money Trap’ («Денежная ловушка»), которая вышла в прошлом году — рассказывает о 5 лучших книгах по теме:

«1. Мартин Эмис. „Деньги“ (1984).
Излишества и расточительность, материализм и потребительство — 1980-е годы — это приманка для писателей, сражающихся за корону «роман, определяющий эпоху». И хотя Джон Селф — главный герой книги — не является Властелином Вселенной, он возмутительно смешон. «Если я специально не сообщу вам иное, я всегда курю еще одну сигарету», — говорит подлый, ненавидящий себя рекламщик, останавливаясь, чтобы закурить. Джон — англичанин в Нью-Йорке — собирается снять свой первый фильм, который будет финансироваться людьми, которые «говорят о деньгах в акульем американском стиле, как будто деньги — единственное мерило чего-либо». Он любит Америку, потому что здесь можно выглядеть «с пронзительным взглядом, и все будут думать, что вы просто талантливый и европеец». Его представление об упражнениях — это «ложиться и вставать с кровати, часто по несколько раз в день», и его путь к пьяному забвению странным образом прерывается самим Эмисом, появляющимся в качестве случайного собеседника в пабе, дающего советы Селфу по поводу себя. «Деньги» — это лучшее проявление скабрезности Эмиса, бросающее вызов всем литературным условностям, в этом произведении беспрецедентной насыщенности.

2. Рональд Черноу. „The House of Morgan: An American Banking Dynasty and the Rise of Modern Financе“ (1990).
Как банкир Morgan Stanley, я думал, что разбираюсь в финансах и знаю своего работодателя. Затем я прочитал эту историю династии Морганов с момента ее основания в 1838 г. до краха фондового рынка в 1987 г. Во времена между Джоном Пирпонтом Морганом и его сыном Джеком семья служила фактически центральным банком Америки, спасла золотой стандарт, спасла американские железные дороги, консолидировала сталелитейную промышленность и финансировала Первую мировую войну. Повествование Рональда Черноу ярко в анекдотах и подробностях. У Пирпонта «пугающе гипнотический» нос, и ему нравится его капитализм — «аккуратный, опрятный и под контролем банкиров». Джек «мягкий и малоподвижный», «бездельничает, курит трубки и получил джентльменскую оценку „три“ в Гарварде». Рассказ плавно переходит от Золотого века к Ревущим 20-м. Под присмотром Джека банкир превращается из «человека трезвой нравственности в торгаша, который поощрял людей играть в азартные игры», что привело к краху 1929 г. и распаду Дома Моргана. Как пишет автор, «история Моргана — это история самих современных финансов».

3. Аравинд Адига. „Белый тигр“ (2008).
»Сейчас я нахожусь в Свете, но я родился и вырос во Тьме», — говорит Балрам Холвей, шофер, дающий китайскому премьеру урок предпринимательства и социальной мобильности в индийском стиле. В этом романе автор поддерживает идею Бальзака о том, что за каждым состоянием стоит преступление, но отвергает Достоевского: убийство в Индии Адиги остается безнаказанным. Автор ловко перемещается между цинизмом и сатирой. Балрам пропагандирует йогу, как необходимое противоядие от стресса, и советует премьеру «сделать йогу обязательным занятием во всех китайских школах». Как уроженцу Дели, описанное Адигой покровительственное и часто отталкивающее классовое разделение на Свет и Тьму мне показалось слишком реальным. К сожалению, тема преступления без последствий также знакома. И, хотя мне и нравится активная стартап-сцена Индии, частые скандалы в стране, связанные со взяточничеством и коррупцией, напоминают нам, что «Белый тигр» остается историей нашего времени.

4. Роджер Ловенстайн. «Когда гений терпит поражение» (2000).
Джон Мериуэзер — «священник расчетливой игры». Он набирает армию умников, включая двух лауреатов Нобелевской премии, и запускает хедж-фонд, который он без иронии называет Long-Term Capital Management. В книге эти события разворачиваются с захватывающей динамикой и неотвратимостью греческой трагедии; можно почти услышать хор на заднем плане. После получения впечатляющей прибыли, которая составила  более 40% в 1995 и 1996 г. фонд раздувается более чем до $100 млрд, прежде чем рухнуть в 1998 г. Весь Уолл-стрит присоединяется к этой гонке, но вскоре ботаны понимают — «ошибочно полагать, что можно устранить риск просто потому, что его можно измерить». Как пишет автор, «они запрограммировали рынок на холодную предсказуемость, которой у него никогда и не было». Его история напоминает нам, что карикатура на «умные деньги против глупых денег» является классовой, упрощенной и ложной. В рыночных пузырях индивидуальная гениальность трансформируется в коллективное безумие, а звездные менеджеры уничтожают больше абсолютного богатства, чем создают его за все вместе взятые успешные годы. «Когда гений терпит поражение» — это история о высокомерии в современном прочтении. В древнем мире суровая судьба постигала смертных, совершавших грех гордыни. Меривезер, с другой стороны, наслаждается гольфом, прекрасным вином и чистокровными лошадьми.

5. Эмиль Золя. «Деньги» (1891).
Аристид Саккар — предок специалиста в поглощениях 1980-х г., который наслаждается погоней, и для которого закон — это в лучшем случае полезная идея. После того, как он создает компанию-пустышку, разворачивается история рыночных махинаций, инсайдерской торговли и враждебных поглощений. В истории фигурируют кредитное плечо и инвестиции в развивающиеся рынки, а также политическое вмешательство и манипуляции средствами массовой информации, наряду с женоненавистничеством, мужским эго и классовой борьбой. Пока что это просто еще один день на Уолл-стрит. Но действие в романе Эмиля Золя происходит в Париже во времена Наполеона III, и автор оживляет эту среду с богатой точностью писательницы Эдит Уортон, подчеркивая социальное напряжение между основанными на бумаге «новыми деньгами» и основанными на земле «старыми деньгами». И поскольку это Золя, «Деньги» — это не хвалебная песнь о славе заключения сделок. Журналист Сигизмунд Буш проглотил никчемный политически утомительный том «Das Kapital» и говорит Аристиду, что «вы работаете на нас, не осознавая этого… мы ждем, когда все это рухнет». Видимо, концентрация бумажного богатства облегчает его неизбежную социализацию. Это заставляет нашего бесстрашного антигероя задуматься: «А что, если этот мечтатель все-таки был прав? А что, если он правильно определил будущее?»"

Телеграм-канал «Интриги книги»
★1

теги блога Andrey Matveev

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн