В современном мире нефть вносит наибольший вклад в мировой энергетический баланс, составляя 32% мирового потребления, за которым следуют уголь (27%) и природный газ (24%). Несмотря на то, что большая часть спроса на нефть приходится на перемещение людей и товаров, ископаемое топливо незаметно проникло во множество часто невидимых аспектов повседневной жизни людей: от жевательной резинки, зубной пасты, одежды и медицинского оборудования, до пластмасс, упаковки, моющих средств и асфальта. В мире ежедневно потребляется более 15 миллиардов литров нефти, и явных изменений потребления не наблюдается. Мировой спрос на нефть остается устойчивым и, похоже, продолжит расти.
Вероятно, потребуется целых два года, чтобы мировое потребление нефти нормализовалось после того, как кризис коронавируса привел к значительному падению спроса в 2020 году. Но по мере того, как экономика восстанавливается, мы считаем, что мировой спрос на нефть находится на пути к устойчивому превышению уровня 2019 года к июлю 2022 года и еще большему росту в течение 2022 года. После роста на 5,6 млн баррелей в сутки в 2021 году мы ожидаем, что мировой спрос на нефть вырастет еще на 3,2 млн баррелей в сутки в 2022 году и достигнет 100,7 млн баррелей в сутки — 200 тыс. баррелей в сутки выше уровня 2019 года и рекордно высокого уровня. Согласно нашим прогнозам, в 2023 году мировой спрос на нефть может превысить рекорд 2022 года и составить в среднем 102,5 млн баррелей в сутки. После этого начального периода восстановления чрезмерного роста в 2021–2023 годах рост мирового спроса замедлится, но общий спрос на нефть, вероятно, продолжит последовательно увеличиваться ежегодно до 2030 года. В целом, мы ожидаем, что мировой спрос на нефть достигнет 107,5 – 108 млн баррелей в сутки в 2030 году, что значительно превышает уровни 2019 и 2021 годов.
Ожидания по мировому спросу на нефть
Для будущего спроса на нефть выделяются семь ключевых моментов:
• Основной причиной значительного потребления нефти является тот факт, что она недорогая, относительно обильна и легко перемещается. Без учета затрат на углерод, когда речь заходит о том, сколько энергии люди получают за каждый потраченный доллар, нефть является золотым стандартом: ничто другое в нашей повседневной жизни не приближается к тому, чтобы обеспечить такое количество энергии на единицу объема при таких низких затратах.
• Декарбонизация (то есть электрификация) потребует значительное количество времени для многих секторов за пределами легких транспортных средств. Из почти 200 стран, подписавших Парижское соглашение по климату, 129 стран, а также Европейский союз представили новые целевые показатели, определяемые на национальном уровне. Некоторые крупные экономики, такие как Китай, Южная Корея, Япония, Канада, Великобритания и Европейский союз, представили подробные меры достижения своих целей по сокращению выбросов.
За редким исключением большинство политиков пришли к выводу, что переход к низкоуглеродной экономике по сути приравнивается к электрификации, при этом некоторые роли отводятся батареям, водороду, аммиаку и биотопливу, предполагая, что для достижения углеродной нейтральности почти каждый аспект жизни людей к 2050 году должен быть электрическим с использованием возобновляемых источников энергии. Примечательно, что в основе большинства предложений лежит безуглеродная выработка электроэнергии, причем основная цель их достижения варьируется от 2035 года в США до 2060 года в Китае.
• Наличие надежных, доступных и масштабируемых технологий является основой эффективной стратегии перехода к энергетике. Однако, касаемо нефти и учитывая горизонт нашего прогноза (2030 год), единственной крупномасштабной технологией, которая в настоящее время коммерчески зарекомендовала себя и принята как производителями, так и потребителями, является электрификация транспортных средств малой грузоподъемности — сектор, на который приходится 28% мирового спроса на нефть.
Анализируя другие области потребления нефти, общая концепция для различных промышленных секторов, на долю которых приходится 31% глобальных выбросов парниковых газов и 13% мирового спроса на нефть, заключается в том, что в настоящее время существует ряд доступных путей декарбонизации, но они экономически нецелесообразны из-за отсутствия конкретных стимулов для поддержки низкоуглеродного решения (например, налог на выбросы углерода).
В других секторах, таких как нефтехимия, грузовые перевозки большой грузоподъемности, морские перевозки на большие расстояния и воздушный транспорт, технологии обезуглероживания просто еще не существуют в масштабах, необходимых для декарбонизации до 2030 года. На долю этих секторов в совокупности приходится 57% мирового потребления нефти, и спрос на них будет продолжать неуклонно расти, по крайней мере, в течение всего периода нашего прогноза.
• Бензин — единственный продукт, спрос на который, как мы видим, снижается в течение текущего десятилетия, используя 2019 год в качестве ориентира. В то время как внедрение электрификации приведет к снижению потребления бензина в течение следующего десятилетия, спрос в секторах, не связанных с легкими транспортными средствами, будет продолжать расти, поскольку альтернативные технологии с низким содержанием углерода сталкиваются с проблемами стоимости и масштабируемости, тем самым изолируя общий спрос на нефть от более значительных потерь.
• Мировой спрос на нефть не достигнет пика до 2030 года, но рост в течение следующего десятилетия, скорее всего, будет опережающим. В то время как мировой спрос на нефть, по прогнозам, увеличится на 10 млн баррелей в сутки в течение 2021–2030 годов, более 70% этого роста спроса произойдет в течение первой половины десятилетия, главным образом в рамках восстановления после коронавируса. В основном это обусловлено нормализацией мобильности и базовым макроэкономическим фоном.
• Спрос со стороны развивающихся рынков, согласно нашим предположениям, будет продолжать сильно расти в течение предстоящего десятилетия, что приведет к росту мирового спроса на нефть до 2030 года. Высокие темпы роста населения, повышение уровня жизни и расширение среднего класса приведут к увеличению спроса на индивидуальные автомобили и авиаперелеты. Напротив, более быстрые темпы перехода к энергетике и неблагоприятная демография, скорее всего, приведут к снижению потребления нефти в развитых странах в течение следующего десятилетия. Фактически, по нашим оценкам, спрос в некоторых крупных развитых странах / регионах, таких как Европа, Канада и Япония, вероятно, уже достиг своего пика. Спрос со стороны США — крупнейшего в мире потребителя нефти — будет продолжать расти, отчасти благодаря законопроекту об инфраструктуре в размере 1 триллиона долларов, принятому в ноябре прошлого года.
Рост спроса на нефть
• Без инициатив по декарбонизации, по нашим оценкам, мировой спрос на нефть, вероятно, составит в среднем 111,3 млн баррелей в сутки в 2030 году. Регионы, которые до сих пор возглавляли усилия по переходу к энергетике, станут центрами растущего спроса на нефть, в первую очередь на бензин и газойль. Только в развитых странах мира к 2030 году к общему мировому спросу на нефть добавится более 1,7 млн баррелей бензина и 1,3 млн баррелей газойля, если электрификация транспортных средств остановится.
Хотя мы не видим никакого замедления спроса на нефть и нефтепродукты в развивающихся странах, существует потенциальный риск повышения наших прогнозов относительно спроса на нефть в Китае. По нашим оценкам, в результате высокого целевого показателя продаж новых электромобилей спрос на бензин в Китае, вероятно, к концу 2030 года будет на более низком уровне, чем в 2019 году, в то время как меры по ограничению загрязнения должны продолжать оказывать давление на спрос на дизельное топливо. С недавними объявлениями о сокращении субсидий и нехватке энергии во 2 полугодии 2021 года риски для китайских усилий по декарбонизации возросли. В случае, если цели в области климата отойдут на второй план, Китай может значительно увеличить спрос на бензин и газойль.
Задать вопрос нашему специалисту
Открыть дистанционно счет в банке «ЦентроКредит»
ВНИМАНИЕ:
Данный материал предоставлен исключительно в информационных целях и не может рассматриватьсяв качестве предложения или побуждения на заключение сделок с ценными бумагами и иными финансовыми активами. Материал составлен на основе источников, которые АО АКБ «ЦентроКредит» считает надежными. За достоверность предоставленной информации АО АКБ «ЦентроКредит» ответственности не несет. Настоящий материал является исключительной собственностью АО АКБ «ЦентроКредит». Несанкционированное копирование, воспроизводство и распространение настоящего материала, частично или полностью, в отсутствие разрешения АО АКБ «ЦентроКредит» в письменной форме запрещено