Недавно мы писали о совместном проекте с порталом insider.pro. А сегодня мы начинаем публикацию некоторых материалов оттуда. Мы начнём с цикла статей под названием «Быть инвестором — значит быть гражданином будущего». Автор цикла — кандидат физико-математических наук, физик, футуролог и музыкант Виктор Аргонов (http://argonov.livejournal.com). Сегодня мы публикуем первую часть цикла: «Историю двигают не империи, а соцсети»
В цикле статей Виктора Аргонова «Быть инвестором — значит быть гражданином будущего?», посвященном трендам частного инвестирования, мы рассказываем о том, как развитие средств коммуникации повлияло на цивилизацию в целом и экономику и инвестиции в частности, пытаемся понять, сменится ли привычный капитализм прямой демократией рядовых инвесторов, анализируем историю брокеров и учимся ориентироваться в мире большого рынка.
Современные тренды в области частного инвестирования, его глобализация и повышение доступности для простого гражданина — следствие общего развития средств коммуникации и увеличения числа социальных связей, доступных среднему человеку. Если выражаться современным языком — следствие увеличения доступных ему «соцсетей». Не будет большим преувеличением сказать, что все важнейшие цивилизационные тренды завязаны на этот рост. В первой части нашего цикла статей мы поговорим не столько об инвестировании, сколько об общих цивилизационных эффектах развития средств коммуникаций. О том, как это развитие определяет человеческую историю и как привело к современной ситуации.
От деревни обычной к деревне глобальной
В традиционной сельской общине человек мог всю жизнь провести в окружении нескольких десятков соплеменников. Человеческий быт регулировался традицией, жизненный уклад был прост. Большинство возникающих ситуаций были давно известны. Знание о том, как в них действовать, передавалось из поколения в поколение.
Появление городов дало людям тысячи социальных связей и требовало новых методов регуляции поведения. Если в деревне каждый был знаком с десятками соплеменников, то в городе его окружали уже сотни знакомых и тысячи незнакомых людей. В таком обществе оказалось невозможно добиться, чтобы все жили по строго одинаковой системе. Жизнь стала менее предсказуемой, а люди (избавившись от тотального контроля общины) — более индивидуалистичными. На смену традиции (основанной на полной «таблице» жизненных ситуаций) пришли более общие правила (такие, как запрет на кражу или убийство). Они уже не претендовали на охват всех сторон жизни. Оставалось множество ситуаций, в которых человеку разрешалось действовать на своё усмотрение. Политика, право, трудовые отношения, кодифицированные этические системы в знакомой нам форме — всё это продукты именно городской, полисной культуры. Конкурентная рыночная экономика также смогла развиться лишь в городском обществе.
Появление электронных средств коммуникации — телеграфа, телефона, радио, телевидения и интернета — создало предпосылки к ещё большему усложнению общества. Когда стало возможным мгновенное распространение информации между людьми на разных концах планеты, человечество начало превращаться в единый «гипергород», «глобальную деревню» (термин философа М. Маклюэна) с населением уже не тысячи и даже не миллионы, но миллиарды человек.
Маршалл Маклюэн — канадский философ, который ещё в середине XX века, за десятилетия до появления интернета, выдвинул концепцию глобальной электронной «деревни» — общества, в котором каждый человек, несмотря на географическую удалённость, может иметь личные отношения с каждым
И, подобно тому как появление городов когда-то сломало общинную традицию, электронные средства связи поставили под сомнение привычные полисные политику, экономику и мораль. На смену вековым принципам организации общества должно было прийти что-то новое. Вероятно, ещё более свободное и гибкое. Но процесс перехода к новому обществу оказался крайне нелинейным и драматическим.
Индустриальная эпоха: странный союз архаичного и передового
На первый взгляд, любое упрощение коммуникации между людьми должно давать им больше индивидуальных свобод, делать отношения более гибкими. Но реальность XX века оказалась иной. Процесс перехода человечества от полиса к «глобальной деревне» оказался усложнён двумя факторами.
Во-первых, новые средства связи распространялись неравномерно. Телефон был изобретён ещё в 1870-х годах, но распространялся медленно. Радио и телевидение появились позже, но быстро стали массовыми. Телефон — это средство двусторонней связи, а радио и телевидение — только односторонней. Радио и телевидение способны донести до всех людей одни и те же идеи, но не позволяют обсудить эти идеи друг с другом. И именно они доминировали на Земле превалирующую часть XX века. Большинство людей не имело телефонов, а интернета не существовало вовсе. Поэтому установление между людьми «горизонтальных» связей сильно отставало от установления связей «вертикальных».
Во-вторых, в тот же период времени на Земле шла беспрецедентно быстрая урбанизация. Тысячи лет город и деревня мирно сосуществовали, но в индустриальную эпоху экономика потребовала массового переселения сельских жителей в города. Возникла невиданная ситуация. Сотни миллионов людей, с детства привыкших к традиционному общинному укладу, были вынуждены учиться жить по новым полисным правилам. При этом они получили доступ к сверхновым техническим средствам уже следующей эпохи. В значительной массе первое поколение переселенцев из деревни не принимало разнообразия новой жизни и считало, что «распущенные» городские нравы надо ограничить.
Рубен Сурьянинов. Плакат «На штурм новых рубежей» (1964 год). Типичный агитационный плакат позднего индустриального общества, романтизирующий «великие стройки» и прогресс в целом
В результате XX век не только не принёс человечеству всемирной свободы и демократии, но, напротив, стал временем расцвета тоталитарных режимов. Эпохой массовых унифицированных идеологий и пропаганды, эпохой жёсткой иерархии и централизации во всех областях жизни. Этого желала значительная часть населения, и это уже было возможно благодаря новым средствам пропаганды.
В экономике тоже произошло «закручивание гаек». В социалистических странах была введена, по сути, монополия государства на товарно-денежные отношения. В капиталистических странах степень вмешательства государства в рынок тоже увеличилась. Во всех ведущих странах на первый план вышли различного рода «великие стройки» и мобилизационные проекты (такие как Манхэттенский или космический), курируемые государством.
Парадокс, но возрождение в индустриальном обществе элементов архаичного коллективизма не только не замедлило научно-технического прогресса, но, возможно, даже ускорило его. Людей стало проще мотивировать, они охотно участвовали в «великих проектах» просто потому, что «так надо». Но многие из этих проектов действительно двигали прогресс и, в конечном счёте, привели к новым радикальным изменениям в обществе.
Информационная эпоха: и всё-таки она наступила!
К концу XX века прогресс в области коммуникации и вычислительной техники привёл к тому, что «горизонтальные» средства связи стали догонять «вертикальные». Выросла доступность обычных телефонов, затем появились мобильные телефоны и интернет. К этому времени в развитых странах уже прекратился интенсивный переток деревенских жителей в города, да и сама деревня перестала жить традиционным укладом. В обществе исчез запрос на тотальную унификацию и централизацию и начался бурный обратный процесс. «Глобальная деревня» стала реальностью.
Новые средства коммуникации радикально увеличили значение индивидуальной инициативы граждан. Интернет оказался средой, которую пользователи способны были творить лично. Каждый мог размещать в ней тексты, фото, видео, музыку. Сетевая анонимность и доступ к сотням точек зрения по всем вопросам научили людей лучше понимать свои интересы, разрушили привычные идеалы и табу. Отношения типа «сюзерен-вассал», «начальник-подчинённый», «капиталист-рабочий» всё чаще стали уступать место отношениям равноправных «свободных художников», «фрилансеров», частных предпринимателей и инвесторов, которые обмениваются ресурсами, оказывают друг другу взаимовыгодные услуги, а то и вовсе бесплатно создающит контент для всех.
Алексей Меринов. Карикатура на телевидение. Когда-то символ прогресса, в наше время телевизор (как одностороннее средство связи «сверху вниз») превратился в символ промывки мозгов
Одним из важнейших результатов информационной глобализации человечества стало формирование мирового рынка такой степени открытости, какая совсем недавно казалась утопией. Даже в самом конце индустриальной эпохи межгосударственная торговля оставалась больше вопросом политики, нежели собственно экономики. Сохранялось огромное неравенство возможностей между государством, крупными и малыми коммерческими игроками. До 1980-х доступ к глобальным рынкам был открыт только для самых крупных капиталов. Не только частные инвесторы, но даже небольшие хедж-фонды обычно ограничивались лишь местным рынком или выборочно искали партнёров в странах, где имели интересы. Для инвестора с торговым капиталом в 20-50 тыс. долларов полноценно играть на глобальном рынке было почти невозможно.
Но уже сегодня, спустя лишь два десятка лет после появления глобальной Сети, простые граждане в развитых странах могут покупать товары, обменивать валюты и инвестировать буквально в любые ценные бумаги на любой бирже мира, не выходя из дома. И, как мы увидим в следующей части, в будущем эти тенденции могут привести к социальным переменам, выходящим далеко за рамки чистой коммерции.
Продолжение следует.
Ссылка на оригинал статьи:
https://insider.pro/ru/article/10386