rss

Профиль компании

Финансовые компании

Блог компании Финам Брокер | Налоговая реформа - кого она затронет в первую очередь? И будет ли ее эффекта достаточно на предстоящие 6 лет?

Налоговая реформа - кого она затронет в первую очередь? И будет ли ее эффекта достаточно на предстоящие 6 лет?

Затянувшаяся неопределенность с параметрами налоговой реформы, кажется, заканчивается. Вчера Минфин внес в правительство пакет законопроектов, включающий в себя поправки в Закон о бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, а также поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы. Как говорится на сайте ведомства, предложения будут рассмотрены на комиссии по законопроектной деятельности (это уже произошло сегодня утром), а затем — на заседании Правительства РФ (30 мая) Обсуждение поправок продолжится на площадке Госдумы, они могут быть приняты Госдумой уже в весеннюю сессию (которая завершится 5 августа). Поправки должны вступить в силу с 1 января 2025 г. Как отметил министр финансов А. Силуанов, «принятие предлагаемых изменений позволит обеспечить стабильные и предсказуемые условия для граждан, бизнеса и регионов на ближайшие 6 лет. И даст рост экономического благосостояния страны».

Основные нововведения налоговой реформы

1) прогрессивная шкала НДФЛ с 5 ступенями от 13% до 22%, ставку налога выше 13% придется платить с дохода выше 200 тысяч в месяц (2,4 млн руб. в год), а семьи с двумя и более детьми при среднедушевых доходах ниже установленного уровня смогут вернуть 7% из уплаченных 13% НДФЛ;

2) ставка налога на прибыль будет повышена с 20% до 25%, взамен компании получат расширение инвестиционных льгот и отказ от экспортных курсовых пошлин, однако будет повышен НДПИ для сырьевых компаний (добыча железной руды, производство минеральных удобрений), а ставка налога на прибыль для IT-компаний в ближайшие 3 года повысится с 0% до 5%;

3) для МСП будет расширен порог «упрощенки», но введен «переходный» НДС при выручке свыше 60 млн руб. в год.

Общий налоговый эффект Минфин оценивает в 2,6 трлн рублей уже в следующем году, из них более половины (1,6 трлн руб.) должно дать увеличение ставки налога на прибыль с 20% до 25%.

На наш взгляд, усиление прогрессивной шкалы НДФЛ является в целом мягким и более сбалансированным, чем можно было ожидать, исходя из ранее публиковавшихся в СМИ оценок. Для инвестиционных доходов (имеющих существенное значение для наиболее состоятельных граждан) налогообложение будет более льготным, чем для зарплат. Возможное замедление роста потребительских расходов вследствие повышения налоговой нагрузки на состоятельных граждан и часть среднего класса может быть частично компенсировано налоговым кешбэком для многодетных семей с невысоким уровнем дохода. Однако налоговая нагрузка на корпоративный сектор достаточно серьезно увеличится — прежде всего, речь идет о повышении ставки корпоративного налога на прибыль, увеличении рентных налогов для сырьевых отраслей, вероятном увеличении налоговой нагрузки на предприятия МСП сферы услуг (торговля, кафе и рестораны) с оборотом свыше 60 млн руб. в год.  

Повышение налога на прибыль оставляет у компаний меньше ресурсов для развития и негативно влияет на инвестиционную активность (особенно в условиях, когда заемные ресурсы труднодоступны из-за высокой стоимости заимствований). В какой-то мере это может компенсироваться вынужденными инвестициями бизнеса (госзаказ, импортозамещение, трудосберегающие технологии в условиях острого кадрового дефицита) и налоговыми стимулами. Для инвесторов повышение налога на прибыль может означать сокращение базы для дивидендов. Впрочем, вероятное повышение ставки налога на прибыль до 25% обсуждалось уже достаточно давно, поэтому в какой-то мере оно может быть учтено рынком. А дополнительный НДПИ для металлургов и производителей удобрений — это, скорее, негативный сюрприз…

Предложения Минфина будут еще обсуждаться в правительстве и Госдуме. Они обещают фиксацию налоговых условий для граждан и бизнеса на 6 лет. Исходя из оценки дополнительных доходов Минфина (2,6 трлн руб. в 2025 году), этого может быть достаточно для реализации инициатив из президентского послания и майского указа. Однако будет ли этого достаточно на все предстоящие 6 лет (в случае недополучения запланированных налоговых доходов или дополнительных расходов), пока неочевидно.

Читать полную версию


Подписывайтесь на наш телеграм-канал @finam_invest

★2
7 комментариев
За всё заплатят простые люди и беднота
Андрей Остин, ну а как же иначе))) еще сопровождают лозунгами: «это ответ на запрос общества», «реформа затронет только 3% населения». Че то я не видел демонстраций в городах с призывом «поднимите налоги». На кого рассчитаны эти лозунги…
avatar
Serj90, люди просто, скажем так, не очень финансово грамотные до сих пор в большинстве своем. Больше 200 тыщ в месяц возможно реально только 3% населения зарабатывает. А остальные, типо выдохнули, вух, меня это не касается. И они в этом случае даже 2+2 сложить не могут. А то, что повышение НДПИ и прочих других налогов  приведет к повышению цен на ВСЁ — они не понимают этого. То, что инфляция будет только нарастать (даже если будут рисовать 7%) — это им не понять. 
Мне кажется не плохо было бы прекратить выпускать эти майские указы.
avatar
Странно, что многие «лапки к верху подняли» и «легли помирать». Что мешает написать обращение на имя Мишустина, Володина, Матвиенко, да того же Силуанова, с выражением недовольства и своего видения ситуации? В конце концов, законопроект придёт в ГосДуму и надо воздействовать на депутатов от вашего региона. Вспомните как во время ковидобесия осенью 2021 года в Думу написали 400 тыс. обращений, даже ЕдРо тормознуло эту «инициативу». Если не нравятся вносимые предложения нужно об этом заявлять, более того сейчас это вопрос 5-10 минут, всё делается через интернет.
Зато я вдрруг стал богатым по уровню доходов с точки зрения государства :)


avatar

теги блога Финам Брокер

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн