По предварительным данным Минфина, дефицит федерального бюджета в январе-мае 2024 г сократился до 983 млрд руб (0,5% ВВП) по сравнению с 1484 млрд руб (0,8% ВВП) по итогам января-апреля. В соответствии с новыми поправками в закон о бюджете на этот год, которые правительство внесло в Госдуму, плановый дефицит федерального бюджета в 2024 г повышен до 2,12 трлн рублей, или 1,1% ВВП (по сравнению с примерно 1,6 трлн руб. (0,9% ВВП) в действующем законе о бюджете).
Исходя из данных Минфина, в мае мог сложиться профицит бюджета в размере около 500 млрд руб. Этому могла способствовать стабилизация бюджетных расходов (+4,5% г/г) после их ускоренного роста в феврале-апреле. Одновременно рост нефтегазовых доходов (+39,1% г/г) в мае замедлился по сравнению с апрелем вследствие отсутствия квартального НДД, а в ненефтегазовых доходах годовая динамика (+23,9% г/г) несколько ускорилась.
В целом данные за 5М24 показывают значительный рост доходов бюджета (+45,5% г/г), как нефтегазовых (+73,5% г/г), росту которых помогла благоприятная конъюнктура цен на нефть и единовременное поступление в феврале доплаты по НДПИ на нефть за 4 квартал 2023 года, так и ненефтегазовых (+34,1% г/г), которые пока складываются выше плана за счет более высокой экономической активности (и, вероятно, более высокой траектории инфляции).
Предварительная оценка исполнения федерального бюджета, млрд руб.
янв-май 23 | янв-май 24 | изм, % | май.23 | май.24 | изм, % | Годовой план (№540-ФЗ от 27.11.2023) | Годовой план (законопроект № 639656-8) | |
Доходы, всего | 9819 | 14289 | 45,5% | 2034 | 2605 | 28,1% | 35 065 | 35063 |
Нефтегазовые доходы | 2853 | 4951 | 73,5% | 571 | 794 | 39,1% | 11504 | 10985 |
Ненефтегазовые доходы | 6966 | 9338 | 34,1% | 1463 | 1812 | 23,9% | 23561 | 24077 |
Расходы, всего | 12848 | 15272 | 18,9% | 2014 | 2104 | 4,5% | 36661 | 37183 |
Дефицит (-)/Профицит (+) | -3030 | -983 | -67,6% | 20 | 501 | -1 595 | -2120 |
Поправки к ФЗ о бюджете предполагают сокращение нефтегазовых доходов в этом году на 519 млрд руб по отношению к действующему закону. Как говорится в пояснительной записке, это обусловлено уточнением законодательства, структуры объемов добычи и экспорта углеводородного сырья, изменением в 2024 году прогноза цен на нефть и газ, а также курса доллара США по отношению к рублю. В частности, в законопроект заложена более близкая к текущим условиям экспортная цена российской нефти ($65/барр вместо $71/барр). При этом оценка базовых нефтегазовых доходов (которые влияют на структурный дефицит бюджета) немного повышена, а сокращение НГД связано со снижением оценки дополнительных нефтегазовых доходов, что означает меньший объем пополнения ФНБ по итогам года, но не увеличивает потребность Минфина в заимствованиях. Между тем, на наш взгляд, риски возможного недополучения нефтегазовых доходов связаны с возможным продолжением снижения цен на российскую экспортную нефть, а также с более сильным курсом рубля, чем заложено в новых поправках (94,7 руб/$).
Оценка ненефтегазовых доходов этого года в поправках к бюджету увеличена на 516 млрд руб, что объясняется пересмотром в сторону повышения прогноза экономической активности и фактической траектории поступления крупнейших налогов. Дополнительные ненефтегазовые доходы (а также ожидаемое увеличение поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в госсобственности) будут направлены на финансирование увеличения госрасходов (+522 млрд руб к ФЗ о бюджете): это соответствует бюджетному правилу.
Минфин сообщает, что «закладываемая параметризация доходной базы и расходных обязательств федерального бюджета обеспечивает первичный структурный баланс с 2025 года в соответствии с параметрами «бюджетного правила». Это будет содействовать усилению сдерживающего влияния операций бюджетного сектора на инфляционные процессы, а на среднесрочном горизонте поддержит устойчивость бюджетной системы и укрепит макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации». Это может означать, что заявленные ранее сроки нормализации бюджетной политики (с 2025 г) остаются в силе, и дополнительные расходы на реализацию президентского послания будут финансироваться за счет повышения ненефтегазовых доходов. Пока было заявлено, что Минфин ожидает от налоговой реформы дополнительные 2,6 трлн руб доходов в будущем году, а совокупные расходы бюджета на реализацию мер из послания президента Федеральному собранию на период до 2030 года оцениваются в 9 трлн рублей (т.е. в среднем примерно 1,5 трлн руб в год). При этом, как отметил министр финансов А. Силуанов, если у государства будет «больше возможностей», то эти расходы могут и вырасти.
Для инвесторов возвращение к более сбалансированным темпам роста бюджетных расходов в мае (если оно получит продолжение) может означать меньшее инфляционное давление на экономику со стороны бюджетного стимулирования – и, возможно, снижение необходимости в дополнительном повышении ключевой ставки ЦБ. В принципе, «в эту же сторону» работает уточнение бюджетных параметров по итогам текущего года (покрытие дополнительных расходов бюджета дополнительными ненефтегазовыми доходами, без использования таких проинфляционных механизмов финансирования дефицита бюджета, как увеличение потребности в заимствованиях или расходование средств ФНБ вне механизма бюджетного правила) и подтверждение планов нормализации бюджетной политики с 2025 г. Это может способствовать постепенному сокращению премии в доходностях ОФЗ.
Читать полную версию