Тренды на рынке страхования. Глобальный обзор McKinsey
В 2024 году мировой страховой рынок должен вырасти на 4% до $7,2 трлн, где $4,3 трлн – это рынок Non-Life и еще $2,9 трлн — рынок Life страхования. По оценкам страховой компании Swiss Re, в 2025-26 гг. мировой страховой рынок будет расти со средним темпом в 2,5% в год. Россия остается одним из самых быстрорастущих страховых рынков в мире: согласно прогнозам страховой ассоциации ВСС, сборы по итогам 2024 года могут достигнуть 3,4 трлн руб., увеличившись на 47% г/г.
Объёмы – это важный фактор для любого бизнеса. Но интересно взглянуть, что за ними стоит. Сегодня мы расскажем о недавнем исследовании McKinsey.
Первая часть работы посвящена «персональному страхованию» (Personal P&C). Это широкая категория, которая охватывает страхование активов и здоровья человека. Несмотря на рост рынка в последние годы, мировой рынок персонального страхования все еще ниже допандемийного уровня. В 2023 году рынок персонального страхования достиг 1% мирового ВВП, по сравнению с 1,2% в 2019 году. При этом, само восстановление рынка вызвано не ростом страхования, а ростом его стоимости на фоне увеличения среднего ущерба, стоимости активов и ставок перестрахования (защиты самих страховых). Постепенное замедление инфляции в мире приведёт к стабилизации цен на страховые полисы, но снижение едва ли возможно.
По мнению экспертов McKinsey, страховым надо будет учесть технологические изменения. Например, развитие усовершенствованной системы помощи водителям (ADAS) существенно снижает риск ДТП. Поэтому страховым нужно создавать более персонализированные предложения, основанные на новых данных. Для этого надо будет углублять сотрудничество с автопроизводителями для обмена статистикой.
Распространение средств индивидуальной мобильности (СИМ) и каршеринга приводит к перетоку спроса из страхования частных ТС к коммерческому страхованию компаний, которые предоставляют услуги каршеринга.
Большим вызовом и возможностью для страховых является рост природных катаклизмов. Это отмечают и другие аналитические компании, например, Deloitte. Для сравнения, среднегодовой ущерб от природных бедствий вырос на 36% в реальном выражении, по сравнению с периодом 2000-2015 годов. Чтобы компенсировать возросшие потери, страховые уже начали менять стоимость и условия страховок, запускать для снижения риска просветительские программы, а также помогать клиентам оборудовать их дома специальными датчиками, усиливать сотрудничество с местными властями для более комплексной превентивной работы с ЧП. Например, во Франции государственное страхование жилья от потопов стало обязательным.
Технологии в целом играют все большую роль в страховании. Крупнейшая VC сделка в страховании 2024 года была в США, где фонды вложили $36 млн в стартап Honeycomb. Honeycomb разработал технологию «осмотра» недвижимости для страховых целей, основанную на компьютерном зрении и AI. Honeycomb использует аэрофотоснимки крыш зданий, что часто исключает необходимость дорогих физических осмотров.
Тренды в демографии также сказываются на страховом бизнесе. По оценкам, к 2033 году доля людей в возрасте старше 65 лет достигнет 15%, по сравнению с 12% сегодня. Люди такого возраста реже попадают в автомобильные аварии, но зато и ожидаемый ущерб для них выше. Второй тренд заключается в том, что люди в более зрелом возрасте будут покупать себе недвижимость, чем сегодня. Рыночная ниша – страховать арендные платежи клиентов, которые пока не обзавелись жильем.
Аналитики в целом оптимистично смотрят на страхование, поскольку они станут стимулом для создания новых страховых продуктов. В следующих публикациях изучим взгляд McKinsey на коммерческое и Life-страхование.