Как разрешение полётов в Турцию отразится на
акциях Аэрофлота?
Аналитики Сбербанк Ресерч:
После телефонного разговора с турецким президентом
Владимир Путин поручил вчера уполномоченным государственным ведомствам снять запрет на чартерные перелеты в Турцию, введенный семь месяцев назад.
Мы полагаем, что это решение
вряд ли повлияет на сезон летних отпусков этого года.
Во-первых, российские туристы уже раскупили большинство летних билетов, и в некоторых случаях билеты приобретали в пакете с бронированием номера в гостинице и арендой автомобиля, так что переключиться сейчас на Турцию будет сложно.
Во-вторых, российские туроператоры уже заявили, что им потребуется месяц для возобновления предложения пакетных туров в Турцию.
Соответственно, мы полагаем, что чартерная программа по Турции по-настоящему возобновится только в сентябре.
Число поездок из России в Турцию снизилось в 1К16 на 56% по сравнению с 1К15, до 64 тыс. При этом первый квартал является сезонно самым слабым, так что, как мы полагаем, чартерные перелеты в этот период редки. Иными словами, россияне, по всей видимости, стали меньше ездить в Турцию не только из-за запрета чартерных перелетов, но и по иным причинам, в том числе из-за опасений относительно безопасности, а также ослабления рубля и незначительного роста реальных зарплат. В целом мы считаем, что снятие запрета на полеты окажет позитивное, но очень небольшое влияние на российский рынок авиаперевозок в 2016 году, хотя в прошлом году турецкое направление обеспечило 13,2% международного трафика индустрии. Что касается «Аэрофлота», то в 2015 году на Турцию пришлось 4,9% ее пассажирского трафика на зарубежных направлениях (788 тыс. человек), из которых 1,0% обеспечили чартерные рейсы (158 тыс.).
Группа в меньшей степени зависит от турецкого направления и, вероятно, в меньшей степени ощутит прирост трафика на этих маршрутах, в том числе за счет каннибализации ее регулярных рейсов в Турцию. Более того, некоторые граждане могут переключиться на Турцию с других туристических направлений, на которых у группы более выгодные позиции. С другой стороны, отставание на турецких направлениях может позволить «Аэрофлоту» добиться лучших результатов на нетуристических регулярных направлениях, при этом сохранив общую долю рынка в пределах 50%-го порога. Соответственно, мы считаем новость нейтральной для «Аэрофлота» на данном этапе.