«Мы ожидаем, что в целом тенденции, которые наблюдались в 2016 году, продолжатся и в 2017: это относится и к перераспределению рекламных бюджетов в пользу интернет-рекламы, и к росту мобильного сегмента и нативной рекламы. Мы продолжим внедрять новые рекламные продукты — в особенности мобильные и видеоформаты; мы полагаем, что с учетом этого наши позиции остаются сильными, и в 2017 г. мы увидим стабильный рост выручки от рекламы.
В течение всего 2016 года ВКонтакте демонстрировала высокие результаты: вовлеченность и размер аудитории продолжали расти. В 2016 году выручка выросла на 43,4%, составив 8 936 млн руб.; в четвертом квартале – 49,9% и составила 2 999 млн руб. Редизайн десктопной версии и внедрение новых возможностей на мобильных (в особенности умной ленты новостей) были позитивно приняты пользователями и привели к росту вовлеченности. В декабре мы зафиксировали новый рекорд: размер месячной активной аудитории ВКонтакте вырос до 95 млн человек, а число активных пользователей встроенного мессенджера ВКонтакте на мобильных и десктопе достигло 82 млн в месяц. Также продолжился стабильный рост использования ВКонтакте на мобильных устройствах: в декабре размер месячной активной аудитории достиг нового рекордного значения — 78 млн.
В 2017 году мы будем по-прежнему сфокусированы на нативной рекламе — в особенности на мобильной и видеорекламе в ленте новостей. Как мы и говорили ранее, мы ожидаем, что объем рекламы и цены продолжат повышаться. Приобретая оставшуюся долю ВКонтакте — 48,01% — в сентябре 2014 года, мы заявляли, что за три года выручка увеличится как минимум вдвое. Этой цели мы достигли за два года. Мы по-прежнему видим значительные перспективы для ВКонтакте, связанные как с ростом аудитории, так и с расширением функциональности, и ожидаем, что в течение следующих трех-четырех лет мы сможем снова удвоить выручку ВКонтакте.
В 2016 году наша выручка от MMO-игр на сопоставимой основе выросла на 21,2% по сравнению с предыдущим годом и достигла 11 390 млн руб.; в четвертом квартале – на 36,5% и составила 3 861 млн руб. Нашей крупнейшей игрой остается Warface, за ней следует War Robots. График важных релизов на 2017 год очень плотный: на первое полугодие запланирован выход наших ключевых франшиз Revelation Online на международном рынке и версии Skyforge для консолей. Кроме того, запланированы релизы мобильных игр. Учитывая это, мы рассчитываем на значительный рост игр в 2017 году.
Выручка от IVAS в 2016 году снизилась на 5,2% из-за продолжающейся миграции аудитории на мобильные устройства, где уровень монетизации продолжает отставать. В 2017 году мы планируем выпустить ряд новых мобильных продуктов, а также сфокусироваться на мобильном UX, что должно привести к увеличению доли платящих пользователей. Как следствие, мы ожидаем, что в 2017 году выручка от IVAS останется приблизительно на уровне 2016 года. Мы полагаем, что в 2017 году основным способом монетизации мобильного сегмента останется реклама.
В октябре 2016 года мы объявили о приобретении Pixonic, а в ноябре 2016 – о покупке Delivery Club. Обе компании были полностью интегрированы в Mail.Ru Group. Для наглядности мы представляем результаты за третий квартал 2016 года и за год с учетом и без учета приобретений. Аудитория Pixonic (ключевая игра этой студии – WarRobots) продолжает стабильно расти: она выросла более чем в два раза с момента приобретения. Мы ожидаем, что в 2017 году активный рост продолжится. С момента приобретения Delivery Club в ноябре 2016 г. число заказов выросло более чем на 60%. Уже сейчас заметно, что использование наших ресурсов в области мобильного маркетинга ускоряет рост аудитории. По сравнению с другими рынками, использование сервисов заказа и доставки еды в России остается на низком уровне. Мы полагаем, что DeliveryClub в 2017 году ждет дальнейший значительный рост.
В четвертом квартале 2016 года и в начале 2017 года Юла, наш мобильный сервис бесплатных объявлений с привязкой к геолокации, продолжил активно наращивать аудиторию: на данный момент она достигла 9,6 млн активных пользователей в месяц и 2 млн в день. В октябре, когда мы отчитывались по результатам третьего квартала 2016 года, аудитория Юлы насчитывала 5 млн активных пользователей в месяц и 1 млн в день: таким образом, за это время она практически удвоилась. Приложение стабильно держится в топ-5 российских App Store и Google Play. Возможно, в 2017 году мы начнем экспериментировать с монетизацией, однако в основном мы сфокусированы на дальнейшем привлечении пользователей и повышении вовлеченности, а также на расширении функциональности на всех платформах – вместе с максимальным увеличением охвата сервиса. Пользователи по-прежнему очень позитивно принимают Юлу; мы полагаем, что в 2017 году аудитория продолжит активно расти.
Как мы уже упоминали, в январе 2017 года мы получили от ФНС России формальное подтверждение того, что начиная с четвертого квартала 2016 года наша выручка от онлайн-игр на российском рынке не будет более облагаться российским НДС. Учитывая, что цены не меняются, и что освобождение от НДС вступило в силу, наша выручка увеличится. В четвертом квартале 2016 года благодаря этому мы получили около 342 млн руб. Мы ожидаем, что в 2017 году доля выручки, которую мы получим благодаря освобождению от НДС, составит порядка 1 млрд руб.
В декабре 2016 года «МегаФон» объявил о своем намерении приобрести принадлежавший USM пакет акций Mail.Ru Group в размере 15,2%. В январе 2017 г. сделку одобрили акционеры «МегаФона». В заявлениях Mail.Ru Group и «МегаФона» было указано, что обе компании продолжат работать как два отдельных бизнеса, и изменений в структуре корпоративного управления, культуре, операционных процессах или менеджменте Mail.Ru Group не произойдет. Любое сотрудничество между компаниями будет осуществляться на коммерческих рыночных условиях. Однако, поскольку вместе с акциями было приобретено 63,8% голосов, «МегаФон» консолидирует Mail.Ru Group в своей отчетности. По этой причине, начиная с первого квартала 2017 года, Mail.Ru Group (которая ранее публиковала финансовую отчетность раз в полгода и данные о выручке раз в квартал) будет публиковать финансовую отчетность ежеквартально.
В 2016 году потенциал нашего бизнеса по генерированию денежных потоков оставался неизменным, и денежный поток соответствовал прогнозам. Чистый остаток денежных средств на конец 2016 года составил 5 391 млн руб. Данные приведены до финальной выплаты за приобретение Delivery Club в размере 10 млн долл., которая должна быть сделана в первом квартале 2017 года.
Мы довольны двумя приобретениями, о которых мы объявили в четвертом квартале 2016 г. Они хорошо вписываются в нашу основную стратегию и линейку мобильных продуктов, и открывают большие возможности в будущем. Учитывая устойчивое финансовое положение Компании и стабильный денежный поток, мы будем рассматривать возможности для новых приобретений подобного размера в будущем.
Мы завершили 2016 год с хорошими результатами; большой вклад в это внесла выручка от рекламы и игр. Мы по-прежнему полагаем, что наше положение позволит нам с выгодой использовать происходящие структурные изменения на рынке рекламы. Как мы и предсказывали в третьем квартале 2016 года, игры вернулись к стабильному росту в четвертом квартале. Мы расчитываем, что благодаря War Robots и плотному графику релизов, в 2017 году игры продемонстрируют серьезный рост. Нас вдохновляет значительный потенциал Юлы и Delivery Club: сервисы продолжают демонстрировать активный рост аудитории и ее вовлеченность.
Мы довольны началом 2017 года, и, учитывая текущие тенденции и возможности прогнозирования, мы ожидаем, что в 2017 году выручка увеличится на 16-19% по сравнению с 2016 годом на сопоставимой основе и составит от 49,6 до 50,9 млрд руб. Мы ожидаем, что в ближайшей перспективе суммарное значение показателя EBITDA у Pixonic и Delivery Club будет близким к нулю, так как мы продолжим инвестировать в развитие этих бизнесов. Большая часть этих вложений, а также инвестиций в продвижение Юлы, придётся на первое полугодие. В результате мы ожидаем, что уровень рентабельности по совокупному сегментному показателю EBITDA составит около 42% по итогам 2017 года».