Заметка о правильном понимании жизни в корпорации. Посвящается всем, кому интересен карьерный рост.
Перво-наперво важно понимать, что любой бизнес — это сообщество людей (а если это крупный бизнес — сообщество множества разных групп людей), объединенных в одну систему, но имеющих разные цели и интересы (компания — одна, а цели и интересы у людей внутри — разные, чаще — противоположные).
Это означает, что компания никакого решения принять не может, любые корпоративные решения принимают конкретные люди, а важные решения — группы людей.
Из этого прямо следует, что рост внутри корпорации — это абсолютно без исключений всегда результат успешной коммуникации с конкретными людьми.
Практически всегда решение о карьерном росте или повышении зарплаты принимается боссом на 1-2 ступени выше вашего начальника, но практически всегда по рекомендации/с согласия вашего непосредственного руководителя.
То есть для успешной карьеры критически важно выстраивать положительный контакт как минимум с вашим боссом и руководителем вашего босса. Идеально — при любой возможности стараться светиться выше.
Мне периодически приходится заниматься вопросами продвижения людей, напишу буквально от первого лица, на что мы смотрим в первую очередь:
1. Нравится ли человеку работать и достигать что-то новое? Если не нравится, то его продвижение будет сильно ограничено.
Пояснение: сложно делать ставку на людей, которым не интересно, всегда хочется работать с теми, кому не все равно;
2. Как много человек работает? При прочих равных приоритет всегда будет отдан тем, кто тратит время на работу больше остальных (при этом время должно тратиться эффективно, то есть приносить результат).
Пояснение: среди людей есть конкуренция, на всех ресурсов никогда не хватает. Логично отдавать ресурсы тем, кто готов приносить больше пользы для вас как для руководителя.
3. Комфортно ли работать с человеком? Если человек не может выстроить позитивную коммуникацию с командой, руководством и заказчиками, это гарантированный вариант никогда не получить продвижение.
Пояснение: любой руководитель/контрагент вынужден тратить дополнительное время на людей, которые не умеют выстроить качественную коммуникацию. Нет смысла двигать тех, на кого нужно тратить повышенное время.
4. Проявляет ли человек инициативу за рамками своих стандартных обязанностей? Например, предлагает ли руководителю помочь что-либо организовать, пытается ли организовать команду, такое поведение резко повышает вероятность приоритетного распределения плюшек.
Пояснение: у руководителя всегда много геморройных задач, если вы успешно освобождаете руководителя от части головняка, это хорошо повышает шансы на продвижение.
5. «Льет ли воду» человек на «мельницу» руководства? Это критически важный момент, никакой руководитель не будет продвигать человека, который «сам по себе», есть редкие исключения для профессионалов экстра-класса, но они в любом случае имеют намного меньше, чем могли бы.
Пояснение: положение руководителя полностью зависит от результатов работы его команды. Если кто-то в команде работает не на руководителя, пусть идут работать к тем, в чьих интересах они действуют.
6. Про профессионализм: не должно быть такого, что за человеком нужно подчищать косяки, что на его качество работы жалуется команда или заказчик, это прям сразу стоп-фактор для продвижения, то есть крайне важно прокачивать профессиональную базу.
7. «Сарафанное радио»: очень хорошо, если о человеке есть положительные отзывы от коллег, заказчиков, других руководителей, это резко повышает вероятность его продвижения. Особенно хорошо, когда известно, что человека хотят схантить в другую компанию.
8. Команды всегда стоят дороже. Если человек может привлекать новых людей, если люди из команды готовы пойти за конкретным человеком, в случае его ухода, это хороший повод платить такому человеку больше.
9. Модные темы. Заниматься модными темами — очень хорошо, на них можно выстроить фееричные карьеры. Важно выяснить, что в вашей сфере модно и заниматься этим. Пример: работать в ИТ-поддержке — бесперспективно, но перейти в дата «сатанизм» — это очень правильное решение, это модно, стильно, а главное денежно (сегодня).
10. Быть в теме внешнего опыта. Сколько работаю в корпорациях, всегда и все руководители любят узнавать о внешнем опыте на регулярной основе. За это готовы платить совершенно безумные деньги.
11. Все компании любят экономить на ФОТ, но готовы давать хороший плюс при трудоустройстве новых сотрудников. На начальном этапе развития менять работу с интервалом 2-3 года — хороший вариант для роста. Важно понимать, что многие руководители просят HR-службы не присылать резюме кандидатов, которые меняют работу с частотой 1 год или чаще.
Большие деньги в большом бизнесе. Позиции, которые считаются топовыми в небольших компаниях, будут соответствовать позиции рядового эксперта в крупной компании. Небольшой бизнес имеет мало ресурсов для продвижения людей.
Если нет конкуренции за профиль сотрудника, вам будет сложно продвигаться. Сомнительно, что кто-то будет растить кассира/сотрудника поддержки/работягу до вице-президента или управляющего или пытаться платить хорошие деньги.
Если вы работаете в компании-монополисте, это для вас большой риск. Больше денег там, где за людей конкурирует несколько компаний.
Выполнение всего сказанного ничего вам не гарантируем. Мы живем в конкурентном обществе. Но выполнение хотя бы части сказанного может повысить ваши шансы на успех.
Если вы понимаете, что на вашем месте, чтобы вы не делали, нет вариантов продвижения, лучше всего сменить работу, конечно, если вам интересен рост.
На этом все. Всем успешной карьеры:)
Мой канал на Дзен: Механика Капитализма
Чем меньше владельцев бизнеса, тем вышесказанное вернее.
Ив Ив, «стартапы» обычно предлагают больше, только стартапают в них недолго Увольняют по принципу LIFO.
Работы (вакансий) много и для частника есть мотив подумать)
3. Сойдут общепринятые правила вежливости и дружелюбие. Это вопрос воспитания.
5. Просто помогать боссу достигать его целей. Это вопрос того, на что потратить свое время на работе.
8. Это правда очень сложно. Потому и платят за это сильно больше.
Нет никакого нормального состояния. У всех свои цели и пути их достижения. У некоторых вообще нет цели, работают работу на минималках, это тупик. А может босс тим-лид, а его цель стать CPO, ни в чьи должностные обязанности не входит продвигать его в СРО. Это все очень индивидуально, нужно в каждом случае выяснять, как видит свои цели конкретный руководитель, если цели — говно, предлагать другие.
Все хотят, чтобы на них суперкрутые работники за копейки работали. Не будет этого никогда, потому-что крутые работники будут работать на себя.
А ты иди сначала подготовь себе сотрудника, вложи деньги и время в его развитие, чтобы он потом на выполнение твоих целей работал. А рабство давно отменили. Сам свои цели выполняй.
В ней автор пишет, что продвижение вверх только с помощью клана.
Как только руководитель клана передвигается на ступеньку вверх, сразу все члены клана передвигаются на ступеньку вверх.
Люди вне кланов, одиночки будут продвигаться в последнюю очередь, или не двигаться никогда.
Но если говорить о том, что надо быть в команде, а не одиночкой — 100% да. Нет смысла двигать одиночек. И это не вопрос «Русской модели», это плюс минус везде так.
— А как конкретно монетизируют ИИ конкуренты?
— А как считают износ оборудования?
— А как борются с оттоком клиентов?
Это чувствуется на уровне инстинктов, что ты не выпрашиваешь работу, а знаешь погоду вне компании и понимаешь, что аттрактивен для конкурентов.
Тогда будет и продвижение, и уважительное отношение, и другие плюшки.
Как только влез в психологические дебри лояльности, корпоративного духа и большой общей семьи — ты потерян для карьеры.
Про лояльность — люди ее неверно понимают. Нельзя монетизировать безответную лояльность, она всегда должна быть двусторонней. Тут все как с женщинами, если женщина считает «другом», нужно это лапшу немедленно снимать с ушей, с работодателем — тоже самое.
Из личного опыта: меня принимали на работу в организацию с крупными IT проектами и спрашивали почему я работал везде примерно год. Я тогда не понимал, почему это интересно. А это примерное время разработки средних проектов, которые я тогда делал.
Начальник, который меня принимал на работу, теперь мой подчинённый. А всё из-за пунктов 3 (комфорт при работе) и 6 (профессионализм). Хотя другие пункты по личным качествам он предъявлял. А я сам вообще не считаю пункт 3 у тех с кем работаю важным, если человек отличный профессионал. Но вместе, конечно, беда.