С 2018 по 2023 я открыл 5 сервисных центров по ремонту телефонов в Курске, Москве и в Туле.
5 лет я хотел построить глобальную компанию: мы открылись в топовых ТЦ города, вышли на оборот в 2 млн и были теми самыми лучшими в региональном городе.
Я не жалею потраченного времени, но сейчас я вижу более перспективные направления для бизнеса. Точки в Москве и Туле закрыл, в Курске отключил рекламу и сократил часть персонала
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога “упал, поднялся” на основе интервью с владельцем сети сервисных центров Александром Родионовым.
Сеть сервисов по ремонту телефонов – реальность:
А как на самом деле?
Порог входа в бизнес околонулевой. Поэтому большая часть сервисов — самозанятые мастера, они могут работать за еду и легко реализуют демпинг.
Я открывал 2 основных формата.
Островок в ТЦ – итого 525к
Сам остров мне сваяли за 90к по знакомству, камеру поставил сильно позже, так как сначала работал как самозанятый.
Из оборудования начать можно с бесперебойным блоком питания (5к) и набором отверток (5к). Если есть 17к, то будешь лухари мастером с сепаратором для разогрева (5к) и феном (2к). Паяльную станцию не беру, описанный мной формат подходит для модульного ремонта: разобрал, подключил, отдал. Это закрывает основные проблемы с телефонами, сложные случаи отдаем пайщикам на аутсорсинге, накручивая 50%.
Сервис в отдельном здании – 625к
Если вы хотите начать этот бизнес, офис я бы не рассматривал. Но я такое открывал и выглядело это так.
Курск
Средний оборот 3-х моих точек в Курске на пике был: 1,2 — 2 млн. Тогда нас знали все в городе, а в рекламу уходило от 50 000 ₽ в месяц. Сейчас это порядка 1,1 — 1,4 млн
Сезон сервисов с мая по декабрь. Я посчитаю экономику на примере среднего месяца – октября. Оборот октября 2023 = 1 273 014,33 ₽
Зарплата мастеров – 335 276,04 ₽
25% идет мастеру за модульный ремонт и 50% за пайку
Обычная проблема сервиса – найти хорошего инженера. Но мы не ищем инженеров, мы ищем: работников офиса, помощников инженера и учим. Обучение идет 1 месяц, это время плачу оклад 30к. Потом 2 недели новичок работает на точке с другим мастером в подмастерьях. После выхода на работу начинается работа на процент, если процент не превышает оклад, выплачивается оклад. У мастеров есть система грейдов от 30 до 45к оклада, чем опытнее человек, тем выше оклад.
Запчасти – 362 500 ₽
Поменял много поставщиков, сейчас работаю с Москвой
Сторонние услуги (Сервис/Пайка/Переклей) – 170 310 ₽
На точке делаем только несложный ремонт. Все что требует выше квалификации, едет в Москву. Пробовал решать это в Курске, но мне ломали 90% устройств. То ли злая конкуренция, то ли криворукость. Отправляю СДЭКом, иногда ловлю негатив, если груз задерживают.
Только 20% всего ремонта требует особой квалификации мастера, поэтому гораздо проще это отдавать на аутсорсинг. То есть чтобы выполнять эти 20% заказа вам нужно потратить в несколько раз больше денег на оборудование и расходники и нанимать мастеров-профессионалов
Аренда 117 101 ₽
2 островка в ТЦ — 66 400 ₽
Офис в отдельном здании — 50 701 ₽
Когда я отключил рекламу и сократил часть штата, моя прибыль упала незначительно. Так, я понял, что очень важно находиться в проходном месте.
Реклама ВКонтакте – 19 000 ₽
Обычно в рекламу вкладывал от 50 000 ₽.
Сообщение от клиента в группу в ВК обходилось в 150 — 300 ₽, конверсия в посещение сервиса – 30%.
Заявка в квиз-сайт с Яндекс.директа стоила 500 ₽, конверсия в посещение сервиса – 10%.
Но первое время нужно быть готовым откручивать рекламу в ноль.
Итого прибыль октября – 193 404 ₽
6 660 в месяц уходит на налоги – патент, итого остаток – 186 744 ₽
Это прибыль 3-х точек сервисных центров. Обычно 70% из этого — это прибыль самого популярного островка в ТЦ.
Долго отказывались от андроидов и чинили только эппл, сейчас примерно 60% это айфоны и 40% – андроид.
Чтобы первый раз выйти на похожие деньги мне понадобилось 2 года работы. Это не очень хороший месяц, но и не очень плохой, именно поэтому я взял его для примера.
В запчастях и браках всегда лежат замороженные деньги, у меня это порядка 500к. А часть брака не обменяют в принципе.
Тула
На открытие в отдельно стоящей точке в Туле я потратил 625к, то есть начал с минус 625к. А за первые полгода еще примерно 800к – это суммарный минус точки. Точка в Туле вышла в ноль через 6 месяцев, но к этому времени я уже устал от этого бизнеса. Я принял потерю в 1,5 млн и закрылся.
Хочу отметить, что до этого я был 4 года в этой сфере, у меня было 3 прибыльных сервиса.
Первые полгода в минус – это то, к чему я советую быть готовым в этом бизнесе, если вы подходите к этому как к бизнесу, а не как к самозанятости.
Я хотел прийти к системе 100% от цены запчасти. Но когда конкурент в подвале за углом делает в 2 раза дешевле, приходится подстраиваться.
Прибыльность отдельной позиции ремонта = деньги, полученные от клиента минус работа мастера (25% — модульный ремонт и 50% — пайка) и минус цена запчасти.
В сервисе есть 4 топовые позиции ремонта:
1 место – замена батареи, просто аккумуляторы живут не больше 3-х лет,
2 место – замена дисплея, спасибо асфальт и криворукость
Если матрица дисплея без повреждения, а тачскрин работает корректно, то весь дисплей менять необязательно.
3 место – разъемы, ломаются и собирают мусор.
4 место – залили. Например, утопленник в газировке, звучит, как блюдо.
А это пример расчета с учетом разного качества комплектующих, дисплей айфон 6
Копия за 1600, закупочная цена 700 + 1 месяц гарантии
Копия за 2000, закупочная цена 800 + 2 месяца гарантии
Копия за 2500, закупочная цена 900 + 3 месяца гарантии
Снятый оригинал 3000, закупочная цена 1300 + 1 год гарантии. Дисплей при разборке – это половина цены телефона.
На эту модель заводской оригинал не предлагали
Какое-то время была популярна услуга “ночной ремонт”.
Мастера получали с такой услуги 50%, и должны быть на связи после 20:00 в течение 5 минут.
Человек приехал из другого города, у него остается час до поезда, а у него сломался мобильный, мы выезжаем и делаем на вокзале. С точки зрения клиентоориентированности это было круто.
Людям такое нравилось, но очень изматывало мастеров. Мы ввели доплату за выезд ночью и таких ремонтов стало 2-3 в месяц.
Бизнес на услугах – это бесконечный стресс
К вам, как к собственнику стекаются все самые сложные и конфликтные ситуации. Например, когда я расписывался со своей женой, мне позвонили из сервиса.
Тогда местная звезда Онлифанс осталась недовольна ремонтом. Бодибилдер зашел внутрь и дал лещей моему инженеру. В результате я полчаса успокаивал одного и ругался с другим.
Как-то сломали телефон депутату – чинили бесплатно, у ночного инженера на выезде отняли запчасти – писали заяву, а ко мне приходили люди в плащах предлагать крышу.
Воровство
90% людей воруют, если у них есть возможность и 90% людей не воруют, если у них нет возможности.
Народная мудрость
О воровстве узнавал от добрых знакомых и при прослушивании звонков. Камеры, увы, не отсматривал, тайных покупателей не гонял.
Как-то в CRM-ке увидел, что заявка закрыта нулем. Я удивился и задал вопрос менеджеру. Она говорит, что не знает, как так получилось. Слушаю звонок этого менеджера, а там клиент говорит, что мы уже решили его задачу.
Рекорд по воровству – 40к налево. Это один мастер на одной точке.
🛎 Каждую неделю честные истории на основе интервью с предпринимателями выходят в телеграм‑канале «Упал, поднялся», подпишитесь.
Поставщики
Как только ты снял пленки с запчасти, гарантия поставщика закончилась. То есть если говорят, что гарантия на запчасти 2 недели, то это без установки.
Как-то мне привезли дисплеи на 11-й айфон, и из десяти восемь были бракованные. Я брал в месяц на 600к запчастей, и этот поставщик извинился и поменял, но когда объемы меньше, такие проблемы уже начинают вешать на предпринимателя.
Большинство в регионах плевало на качество и хочет просто дешево
Доказать клиенту, что у нас на 200р дороже, но зато запчасть лучше и гарантия, бывает почти нереально. Особенно когда часть ушлых сервисов ставит копии под видом оригиналов. Так, я плюнул и перестал работать только с оригиналами. Стал давать клиентам выбор между запчастями. Хотите совсем дешево — вот копия, есть копии получше, есть снятый оригинал, есть оригинал.
Когда говорят “мне только информацию достать”, на языке сервиса это значит:
Мне стыдно вам сказать, что я буду с ним ходить, но я буду с ним ходить
Суды
Стабильно раз в год судебные истории. Тут часто выручают IP-телефония и камеры.
Починили самсунг, он влагозащищенный. Но даже на сайте самсунга написано, что гарантия снимается, если вы додумываетесь полностью погрузить устройство в воду.
Приходит по гарантии, после нашего ремонта и говорит, что искупал в соленой воде.
Он же влагозащищенный! Я вас засужу!
Стараемся договариваться, но стабильно раз в год не получается. Суд, апелляция. Где-то мы, где-то нас.
Не сказать, что описанные проблемы характерны исключительно для ремонта телефонов. Если ваш бизнес на услугах, или оффлайн, или в нем есть человеческий фактор, вы получаете что-то похожее.
Сеть чего-либо звучит круто. Но вот понтами за ипотеку не заплатишь. 150-200к в Курске позволяло чувствовать себя хозяином жизни, в Москве этого не хватает.
С одной стороны, сотрудники воруют вторую зарплату, а с другой стороны, клиенты дают им лещей. А ты находишься в постоянном стрессе.
Клиенты сами не хотят себе добра и поэтому причинить им пользу крайне сложно. Потому что дешево и хорошо — невозможный запрос с точки зрения формальной логики.
Когда на тебя работает 16 человек, ты думаешь, что можешь рассчитывать на большее, чем средний IT-специалист.
P.S я взял 1,5 млн из накопленных денег и открыл свое производство сувенирки, 3 сервиса продолжают работать.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога “упал, поднялся” на основе интервью с владельцем сети сервисных центров Александром Родионовым.
Я веду блог «упал, поднялся» с историями про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех. Истории на основе интервью с предпринимателями выходят раз в неделю.
Вы прочитаете: как фермер потратил 250 млн. в деревне, как магазин в провинции кошмарили Смешарики, почему родная сестра бизнес-партнер стала «бывшей», как я открыл и развалил сеть ночных клубов, как технарь отреставрировал советский лагерь, но улетел в кассовый разрыв на 60 млн, почему на стрелке владелец сети квест-комнат решил просто помолчать, как я столкнулся с рэкетом Пикабу в 2023 году и другие истории.
и можно поменять схему бизнеса — не нанимать мастера, а подгонять работу мастеру и себе оставлять % за подгон клиента… а на мастера вешать все риски
Вероятность просто успешно разобрать и собрать работающий у рукожопов, безо всякого ремонта, уже не выше 70%. Под успешно — это ни чтобы клиент не заметил, а чтобы работало через месяц-другой как и прежде.
или тот самый реальный случай — не забэкапил данные важные
Смысл. Обычный телефон в среднем попадает в ремонт на второй третий год жизни. Ну отнесешь его. По факту в течение пару месяцев еще что то полетит.
Любой мастер с ровными руками и навыками в электронике прекрасно понимает, что востребован везде и поэтому уходит.
И уже «собственники бизнеса» сами стоят за кассой, принимают звонки, варят кофе, показывают товар и т. д. (Подставляем нужное).
Время дешёвой рабсилы проходит, как и бизнесов на её основе!