Эта новость кажется невероятной: германский автоконцерн Volkswagen закроет ряд своих заводов в ФРГ. Сенсация в том, что компания ни разу за свою почти 90-летнюю историю не останавливала производство по экономическим причинам. Заводы если и закрывались, то в филиалах за границей.
- Последний раз это произошло в России. В Калужской области в 2022 году закрылись заводы двух европейских автопроизводителей — Volvo, где собирали грузовики, и Volkswagen, где выпускались популярные легковые автомобили.
- Оба предприятия — были в простое после начала боевых действий на Украине. Причина — невозможность вести бизнес из-за проблем с поставками запчастей и оборудования…
Сначала концерн Volkswagen готовился закрыть в Германии всего один автосборочный завод и одно предприятие по производству комплектующих. Эти меры преподносили как «необходимые для сокращения издержек и повышения устойчивости концерна в сложных экономических реалиях».
А что поделаешь — рабочая сила в Германии стоит очень дорого, социальная нагрузка высокая. Но все оказалось намного печальнее. Немецкий автомобилестроительный концерн все же принял окончательное решение — закрыть заводы в Германии. Причиной называются высокие производственные затраты и несоответствие цен на продукцию, указывает Handelsblatt.
- В свою очередь, финансовый директор WW Арно Антлитц говорит, что авторынок Европы не восстановился после пандемии. Концерн столкнулся с дефицитом спроса примерно в 500 тысяч машин.
- Немцы испытали настоящий шок из-за того, что Volkswagen всегда считался в Германии одним из главных работодателей, привлекательным и надежным, с ним работало множество смежников. Там были высокие зарплаты, щедрые социальные гарантии.
- Так что неудивительно, что планы компании вызвали бурю негодования, и не только со стороны профсоюзных комитетов, но и местных органов власти.
Но в любой истории возникает вопрос: кто в конечном счете виноват?
Вот, что пишет об этом в своем Телеграм-канале немецкий политолог, бывший советник правительства ФРГ Александр Рар:
- «После начала специальной военной операции РФ на Украине Германия присоединилась к масштабным экономическим санкциям против России — своего важнейшего поставщика энергии, и стала лихорадочно искать альтернативные варианты поставок газа».
Идя на поводу у своих хозяев из Вашингтона, немецкая промышленность в итоге была вынуждена перейти с дешевого российского газа на самый дорогой в мире американский. Что неизбежно привело к убыткам сразу в нескольких отраслях. Автомобилестроение — лишь одна из них.
- «Американские нефть и газ, на которые перешли в ФРГ — самые дорогие на планете.
- Все это не могло не сказаться на рентабельности. Причины закрытия завода очевидны и предсказуемы: это рост стоимости на американский газ, экономическая стагнация в Германии, последствия пандемии.
- Но есть и глубинные причины: меняется экономический ландшафт мира. На первые позиции в экономике выходят такие страны, как Индия и Китай. А некогда экономически развитая Европа превращается в центр туризма.
- И покупатели начали отказываться от прежних европейских моделей авто в пользу более дешевых китайских. Возможно, они не такие надежные, как Volvo и Volkswagen, но люди живут сегодняшним днем", — пояснил «СП» зам. декана мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев.
Сам концерн Volkswagen никуда не делся. Просто не выгодно стало производить его автомобили в Германии. Вообще, на предприятиях группы Volkswagen по всему миру трудятся примерно 650 тыс. человек, из них около 300 тыс. — в Германии.
- «Помимо этого заводы Volkswagen продолжают работать, например, в Китае, в Южной Америке, в Испании», — пояснил эксперт.
Кроме того, у концерна VW есть несколько предприятий, производящих комплектующие.
Скорее всего, какие-то из них тоже закроют. Кстати, еще два месяца назад дочерняя марка Audi объявила о досрочном прекращении производства электрических кроссоверов Audi Q8 e-tron и Q8 Sportback e-tron на своем заводе в Брюсселе.
- Причины называют те же, что у всего концерна Volkswagen в целом: слабый спрос на электромобили и высокие издержки на рабочую силу и энергоносители.
- Кстати, Volkswagen сдает свои позиции и в Китае, где он на протяжении десятилетий был производителем № 1. Только за второй квартал 2024 года продажи VW упали там на 19%.
- Электромобили концерна не пользуются в КНР большим спросом, потому что «электрички» и гибриды от национальных производителей технологичнее, интереснее по дизайну и дешевле.
Китайские производители электромобилей уже теснят VW и в Европе, а местные власти эту проблему надеются решить новыми, высокими пошлинами на ввоз. Но мера ударила и по европейским компаниям, потому что многие модели для всего мира производятся только в КНР.
Почему такой надежный и престижный Volkswagen начал сдавать свои позиции?
С таким вопросом мы обратились к доктору экономических наук, проректору Финансового университета при правительстве России Александру Сафонову.
- — Среди основных причин кризиса немецкой автомобильной промышленности — крайне дорогая рабочая сила. Недаром последние лет 20 VW последовательно выводил производство сначала в страны Восточной Европы, в том числе и в Россию, а затем и в Китай. Но и в Китае VW подорожал на фоне роста цены за электроэнергию и комплектующих.
- Вторая причина: санкции, которые Германия ввела против России, ударили по ней же. Раньше немцы, помимо газа, закупали у России сталь, алюминий, медь, которые использовал немецкий автопром.
- Потом были введены искусственные ограничения. Германия начала искать обходные пути. Некоторые аналитики оценивали этот факт с тревогой. А что сделает Германия из нашей стали?
- Уж не танки ли? Или снаряды? И вообще, стоит ли торговать с врагом? Так что VW в чем-то сам себя наказал. Алюминий мы все же поставлять Германии перестали.
«СП»: И все же главное, что влияет на остановку мощностей VW в Германии — нефтегазовые проблемы. Как тут не вспомнить подрыв «Северных потоков». Берлин ведь толком и расследования не проводил, только делал вид. А когда стали цены на газ внутри страны расти, на полном серьезе Шольц говорил, что это Россия виновата, Путин все подстроил… И вот теперь им «прилетело». Ведь так?
- — Да, сейчас цены на энергоносители для многих предприятий в Германии просто неподъемные. Дошло до того, что ночью гасят свет на символе Берлина — Бранденбургских воротах.
- СПГ из Катара или США дороже, чем трубный газ из России. Энергоемкие компании ФРГ вынуждены задумываться над рентабельностью производства.
- Ответа на вопрос, как гарантировать дальнейшее существование германской промышленности, пока никто не дает.
«СП»: То есть серьезные проблемы сейчас испытывает не только конкретный VW и не только автомобильная, но и все остальные отрасли немецкой промышленности?
- — Volkswagen — пример хоть и знаковый, но далеко не единственный. Еще в феврале 2023 года о планах закрыть часть производств на своей основной площадке в Людвигсхафене объявил крупнейший в мире химический концерн BASF.
- В июле 2024-го руководители компании ZF, это крупнейший мировой поставщик автокомплектующих, заявили о сокращении штатов.
- По данным Торгово-промышленной палаты Германии, сокращение или перенос производства за границу планируют до 40% немецких промышленных предприятий.
«СП»: А как же ставка на «зеленую энергетику»?
- — В последнее время все поменялось. Государственные субсидии, которые раньше щедро раздавали и федеральные, и земельные власти тем, кто переходит на «зеленые» технологии, значительно сократились.
- А без них такая энергетика оказалась, мягко говоря, нерентабельной.
- До поры до времени все компенсировалось за счет дешевого трубопроводного российского газа, но теперь его не стало. Что делать дальше — вопрос уже политический.
В XIX веке соотношение среднего дохода развитых стран к отсталым было 2:1. Сегодня — 20:1.
Экономического ликбез
«Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными» Эрик Райнерт
crystalbook.ru/wp-content/uploads/2021/05/Райнерт-Э.С.-Как-богатые-страны-стали-богатыми-и-почему-бедные-страны-остаются-бедными.pdf
«Запрещенная экономика. Что сделало Запад богатым, а Россию бедной»
moreknig.org/dokumentalnaya-literatura/publicistika/249258-zapreschennaya-ekonomika-chto-sdelalo-zapad-bogatym-a-rossiyu-bednoy.html
www.rulit.me/data/programs/resources/pdf/Zykin_Zapreshchennaya-ekonomika-Chto-sdelalo-Zapad-bogatym-a-Rossiyu-bednoy_RuLit_Me_620589.pdf
«Национальная система политической экономии» Фридрих Лист
institutiones.com/download/books/1018-nacionalnaya-sistema-politicheskoj-ekonomii.html
www.6lib.ru/books/nacional_naa-sistema-politiheskoy-ekonomii-225047.html
читать Книга 1 — Книга 4
bookscafe.net/read/list_fridrih-nacionalnaya_sistema_politicheskoy_ekonomii-174635.html?ysclid=l2rgfb6ei#p1_TOC_idp313008
bookshake.net/b/nacionalnaya-sistema-politicheskoy-ekonomii-fridrih-list#download
В России тогда культурные люди зачитывались «Капиталом» Карла Маркса. Теперь 33 года читаем «Богатство народов» апостола либерализма Адама Смита - с ещё худшим результатом.
Не понимаю… Мы ведь сократили столько рабочих и почему не двигаемся вперёд…
Просто кому то проще сделать наоборот…
Фигли их обсуждать, когда у самих полный китайский кабздец