autotrade
autotrade личный блог
09 сентября 2024, 17:16

Еще одна история почему закрывают Volkswagen

Эта новость кажется невероятной: германский автоконцерн Volkswagen закроет ряд своих заводов в ФРГ. Сенсация в том, что компания ни разу за свою почти 90-летнюю историю не останавливала производство по экономическим причинам. Заводы если и закрывались, то в филиалах за границей.

  • Последний раз это произошло в России. В Калужской области в 2022 году закрылись заводы двух европейских автопроизводителей — Volvo, где собирали грузовики, и Volkswagen, где выпускались популярные легковые автомобили.
  • Оба предприятия — были в простое после начала боевых действий на Украине. Причина — невозможность вести бизнес из-за проблем с поставками запчастей и оборудования…

Сначала концерн Volkswagen готовился закрыть в Германии всего один автосборочный завод и одно предприятие по производству комплектующих. Эти меры преподносили как «необходимые для сокращения издержек и повышения устойчивости концерна в сложных экономических реалиях».

 

А что поделаешь — рабочая сила в Германии стоит очень дорого, социальная нагрузка высокая. Но все оказалось намного печальнее. Немецкий автомобилестроительный концерн все же принял окончательное решение — закрыть заводы в Германии. Причиной называются высокие производственные затраты и несоответствие цен на продукцию, указывает Handelsblatt.

  • В свою очередь, финансовый директор WW Арно Антлитц говорит, что авторынок Европы не восстановился после пандемии. Концерн столкнулся с дефицитом спроса примерно в 500 тысяч машин.
  • Немцы испытали настоящий шок из-за того, что Volkswagen всегда считался в Германии одним из главных работодателей, привлекательным и надежным, с ним работало множество смежников. Там были высокие зарплаты, щедрые социальные гарантии.
  • Так что неудивительно, что планы компании вызвали бурю негодования, и не только со стороны профсоюзных комитетов, но и местных органов власти.

Но в любой истории возникает вопрос: кто в конечном счете виноват?

Вот, что пишет об этом в своем Телеграм-канале немецкий политолог, бывший советник правительства ФРГ Александр Рар:

  • «После начала специальной военной операции РФ на Украине Германия присоединилась к масштабным экономическим санкциям против России — своего важнейшего поставщика энергии, и стала лихорадочно искать альтернативные варианты поставок газа».

Идя на поводу у своих хозяев из Вашингтона, немецкая промышленность в итоге была вынуждена перейти с дешевого российского газа на самый дорогой в мире американский. Что неизбежно привело к убыткам сразу в нескольких отраслях. Автомобилестроение — лишь одна из них.

  • «Американские нефть и газ, на которые перешли в ФРГ — самые дорогие на планете.
  • Все это не могло не сказаться на рентабельности. Причины закрытия завода очевидны и предсказуемы: это рост стоимости на американский газ, экономическая стагнация в Германии, последствия пандемии.
  • Но есть и глубинные причины: меняется экономический ландшафт мира. На первые позиции в экономике выходят такие страны, как Индия и Китай. А некогда экономически развитая Европа превращается в центр туризма.
  • И покупатели начали отказываться от прежних европейских моделей авто в пользу более дешевых китайских. Возможно, они не такие надежные, как Volvo и Volkswagen, но люди живут сегодняшним днем", — пояснил «СП» зам. декана мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев.

Сам концерн Volkswagen никуда не делся. Просто не выгодно стало производить его автомобили в Германии. Вообще, на предприятиях группы Volkswagen по всему миру трудятся примерно 650 тыс. человек, из них около 300 тыс. — в Германии.

  • «Помимо этого заводы Volkswagen продолжают работать, например, в Китае, в Южной Америке, в Испании», — пояснил эксперт.

Кроме того, у концерна VW есть несколько предприятий, производящих комплектующие.

Скорее всего, какие-то из них тоже закроют. Кстати, еще два месяца назад дочерняя марка Audi объявила о досрочном прекращении производства электрических кроссоверов Audi Q8 e-tron и Q8 Sportback e-tron на своем заводе в Брюсселе.

  • Причины называют те же, что у всего концерна Volkswagen в целом: слабый спрос на электромобили и высокие издержки на рабочую силу и энергоносители.
  • Кстати, Volkswagen сдает свои позиции и в Китае, где он на протяжении десятилетий был производителем № 1. Только за второй квартал 2024 года продажи VW упали там на 19%.
  • Электромобили концерна не пользуются в КНР большим спросом, потому что «электрички» и гибриды от национальных производителей технологичнее, интереснее по дизайну и дешевле.

Китайские производители электромобилей уже теснят VW и в Европе, а местные власти эту проблему надеются решить новыми, высокими пошлинами на ввоз. Но мера ударила и по европейским компаниям, потому что многие модели для всего мира производятся только в КНР.

Почему такой надежный и престижный Volkswagen начал сдавать свои позиции?

С таким вопросом мы обратились к доктору экономических наук, проректору Финансового университета при правительстве России Александру Сафонову.

  • — Среди основных причин кризиса немецкой автомобильной промышленности — крайне дорогая рабочая сила. Недаром последние лет 20 VW последовательно выводил производство сначала в страны Восточной Европы, в том числе и в Россию, а затем и в Китай. Но и в Китае VW подорожал на фоне роста цены за электроэнергию и комплектующих.
  • Вторая причина: санкции, которые Германия ввела против России, ударили по ней же. Раньше немцы, помимо газа, закупали у России сталь, алюминий, медь, которые использовал немецкий автопром.
  • Потом были введены искусственные ограничения. Германия начала искать обходные пути. Некоторые аналитики оценивали этот факт с тревогой. А что сделает Германия из нашей стали?
  • Уж не танки ли? Или снаряды? И вообще, стоит ли торговать с врагом? Так что VW в чем-то сам себя наказал. Алюминий мы все же поставлять Германии перестали.

«СП»: И все же главное, что влияет на остановку мощностей VW в Германии — нефтегазовые проблемы. Как тут не вспомнить подрыв «Северных потоков». Берлин ведь толком и расследования не проводил, только делал вид. А когда стали цены на газ внутри страны расти, на полном серьезе Шольц говорил, что это Россия виновата, Путин все подстроил… И вот теперь им «прилетело». Ведь так?

  • — Да, сейчас цены на энергоносители для многих предприятий в Германии просто неподъемные. Дошло до того, что ночью гасят свет на символе Берлина — Бранденбургских воротах.
  • СПГ из Катара или США дороже, чем трубный газ из России. Энергоемкие компании ФРГ вынуждены задумываться над рентабельностью производства.
  • Ответа на вопрос, как гарантировать дальнейшее существование германской промышленности, пока никто не дает.

«СП»: То есть серьезные проблемы сейчас испытывает не только конкретный VW и не только автомобильная, но и все остальные отрасли немецкой промышленности?

  • —  Volkswagen — пример хоть и знаковый, но далеко не единственный. Еще в феврале 2023 года о планах закрыть часть производств на своей основной площадке в Людвигсхафене объявил крупнейший в мире химический концерн BASF.
  • В июле 2024-го руководители компании ZF, это крупнейший мировой поставщик автокомплектующих, заявили о сокращении штатов.
  • По данным Торгово-промышленной палаты Германии, сокращение или перенос производства за границу планируют до 40% немецких промышленных предприятий.

«СП»: А как же ставка на «зеленую энергетику»?

  •  В последнее время все поменялось. Государственные субсидии, которые раньше щедро раздавали и федеральные, и земельные власти тем, кто переходит на «зеленые» технологии, значительно сократились.
  • А без них такая энергетика оказалась, мягко говоря, нерентабельной.
  • До поры до времени все компенсировалось за счет дешевого трубопроводного российского газа, но теперь его не стало. Что делать дальше — вопрос уже политический.
17 Комментариев
  • Вульф
    09 сентября 2024, 17:23
    Это еще Ленин писал, что будет выравнивание уровня жизни при капитализме. Немцы еще думают, что они должны жить лучше китайцев или кого другого. Отнюдь. Ожидаем фрустрацию. 
  • Эдуард
    09 сентября 2024, 17:44
    С одной стороны проблемы есть  конечно, но с другой стороны очевидно тенденциозные обороты типа «Идя на поводу у своих хозяев из Вашингтона, немецкая промышленность в итоге» (типично совковые шаблон), т.е. из заметки торчат уши кремлеботов. Поэтому доверия нет к таким текстам
    • Вася Пражкин
      09 сентября 2024, 20:44
      Эдуард, факт, палятся кремлеботы, совсем дурные стали.
    • Rostislav Kudryashov
      09 сентября 2024, 21:14
      Эдуард, 17:44 Т.е. ты полагаешь, что Европа ни у кого не на поводу, а Германия харакирится по собственному желанию.
    • Владимир
      10 сентября 2024, 00:53
      Эдуард, ну так-то факт, Германия не субъектна. Разве нет?
  • Александр Бельских
    09 сентября 2024, 21:12
    Жалко немцев, но, если честно, по хуй на них. Меня свои проблемы волнуют, как их решать будем? Или нет проблем у нас, немцев надо обсуждать?
  • Главком Главком
    09 сентября 2024, 21:50
    уже закрыли какие-то заводи, или пока тока закрывают ещё?
  • Aristarh Sergeev
    10 сентября 2024, 04:15
    Вот хорошее объяснение
    Не понимаю… Мы ведь сократили столько рабочих и почему не двигаемся вперёд…
  • Aristarh Sergeev
    10 сентября 2024, 04:18
    Если сократить весь совет директоров с их охринительными зарплатами бонусами самолётами… То пожалуй заводы можно будет и не закрывать....
    Просто кому то проще сделать наоборот…
  • Dangerous Assumption
    10 сентября 2024, 12:07
    Сравните российский автопром и немецкий;)
    Фигли их обсуждать, когда у самих полный китайский кабздец

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн