🚂 По данным РЖД легко отслеживается динамика перевозки грузов, за каждым сырьём стоит та или иная компания, поэтому на основе показателей можно сделать вывод об успешности сектора (конечно, необходима ещё цена сырья, и не все используют только ЖД для транспортировки, но всё же). Давайте рассмотрим данные за август:
💬 В августе погрузка составила 97,5 млн тонн (-6% г/г, в июле погрузка составила 97,4 млн тонн), 3 месяц подряд погрузки ниже 100 млн тонн (летний период, он как всегда не отличается активностью погрузок, но в нынешнем году обвал серьёзный), данное падение чувствительно ещё тем, что данные цифры сопоставимы с кризисным 2009 годом (даже в ковид было лучше). Напомню вам, что последний раз положительная динамика была показана в сентябре 2023 г. (100,9 млн тонн, +0,2% г/г), как итог показываем снижение 11 месяцев подряд.
💬 Погрузка с начала 2024 г. составила 795,2 млн тонн (-3,7% г/г).
Теперь переходим к самому интересному, а именно к погружаемому сырью (взял основное, остальной список смотрите по ссылке):
🗄 Каменный уголь — 26,5 млн тонн (-4,7% г/г)
🗄 Нефть и нефтепродукты — 17,4 млн тонн (+1,2% г/г)
🗄 Железная руда — 9,1 млн тонн (+4.6% г/г)
🗄 Чёрные металлы — 4,9 млн тонн (-14% г/г)
🗄 Химические и минеральные удобрения — 5,6 млн тонн (+3,7% г/г)
🗄 Лесные грузы — 2 млн тонн (-9,1% г/г)
🗄 Зерна — 2,3 млн тонн (-20,7% г/г)
🗄 Строительных грузов — 10 млн тонн (-14,5% г/г)
Положительная тенденция наблюдается в погрузке удобрений, но недавно писал пост про ФосАгро: экспортная пошлина и увеличение CAPEXа влияют на FCF, а прирост долговой нагрузки может в будущем уменьшить див. выплаты (чистый долг/EBITDA > 1,5, на дивиденды направят не более 50% от FCF), благо сейчас дивиденды рекомендуют согласно политике и не платят в долг, но целесообразность их выплаты вызывает вопросы (кстати, выплату за II кв. 2023 г. акционеры не одобрили), увеличение производства продукции не помогает. Третий месяц подряд положительную динамику показывает нефть и нефтепродукты, внутренний рынок воспрянул (многие НПЗ восстановились после ремонтных работ + санкционное давление на танкера Совкомфлота, в августе НПЗ были на максимумах переработки). В железной руде образовался плюс (НЛМК, Северсталь).
Чёрные металлы провалились, как и цветные, по тем же данным WSA в июле выплавка стали в России всё ещё в минусе, а в Китае образовался низкий внутренний спрос на сталь (строительный кризис), что привело к увеличению запасов, поэтому китайские компании вынуждены наращивать экспорт (негативно скажется для экспортёров других стран, в том числе российских сталеваров). Лесные грузы в минусе (двойной удар по Сегеже, которая ещё страдает от высоких ставок). Главный груз РЖД давно в минусе — это уголь (Распадская, Мечел), всё «благодаря» санкциям, росту тарифов перевозки (южное направление убыточное) и снижению цен на уголь.
Но самое чувствительное падение произошло в зерне (слабая урожайность) и строительных грузах. С учётом того, что с 1 июля завершилась массовая льготная ипотека и видоизменилась семейная, то снижение активности застройщиков понятна. Накопленный жирок прибыли за последние 2 года даёт возможность ограничить предложение и притормозить строительную активность (ЛСР, ПИК, Самолёт, Эталон).
📌 Проблемы происходят и в самой компании (нехватка локомотивов, комплектующих и персонала). Решать данные проблемы сложно, с учётом санкций.
С уважением, Владислав Кофанов
Телеграмм-канал: t.me/svoiinvestor
Довыпендривались.
и груз ушёл к автоперевозчикам.