Российский IT-сектор привлек к себе много внимания инвесторов и аналитиков на фоне волны импортозамещения, высоких темпов роста, низкой долговой нагрузки и налоговых льгот. Однако, если копнуть поглубже, то выяснится, что компании в секторе очень разные. Есть классические производители ПО, такие как Позитив, Астра и Аренадата. Есть монополисты своих направлений, такие как Яндекс и Хэдхантер, которых можно отнести к IT лишь частично. Особняком стоит и Софтлайн, о котором мы сегодня поговорим.
👉 Во-первых, Софтлайн исторически не был производителем ПО, а занимался покупкой лицензий у производителей, их перепродажей и оказанием услуг по установке и обслуживанию.
👉 Во-вторых, текущая стратегия основана не на органическом росте, а на поглощении более мелких игроков. Что позволяет постепенно трансформироваться из чистого поставщика в продавца «собственных решений», полученных в ходе M&A. По итогам 9 месяцев, оборот таких продуктов уже вырос на 78,6% г/г и составил почти 30% в общем объеме бизнеса.
📈 По итогу 9 месяцев 2024, оборот вырос на 35% г/г. Однако, в 3 квартале рост замедлился до 28%. Компании (в том числе и крупные) сейчас переживает не самые простые времена на фоне роста зарплат и стоимости обслуживание долгов. Многие начинают экономить и резать расходы.Под нож попадают, в том числе, и расходы на ПО.
❗️Даже текущий темп роста оборота дается дорого. Чтобы это понять, надо внимательнее погрузится в строчки отчетности, которые местами вводят в заблуждение. Пресс-релизы Софтлайна — тот еще квест, с точки зрения понимания, как оборот трансформируется в EBITDA и прибыль.
✔️ Начнем с того, что у компании, несмотря на рост EBITDA более чем вдвое год к году, очень низкая рентабельность. Цифра в 6,5% по итогам 9 месяцев не характерна для IT-компаний и демонстрирует, что Софтлайн все-еще ритейлер. А операционная и чистая прибыль очень волатильны и теряются на фоне оборота. Так, по итогам 9 месяцев, чистая прибыль снизилась с 6,5 млрд руб. до 1,5 млрд руб. А в 3 квартале составила 2 млрд руб. против убытка годом ранее.
🧮 Оценивается бизнес в 21 годовую прибыль и 8,9 EV/EBITDA. Что очень дорого для данного эмитента при текущих темпах роста, на мой взгляд.
✔️ Еще одна особенность Софтлайна — это высокий долг, как следствие стратегии развития через M&A. Соотношение ND/EBITDA = 2,4х. В текущих условиях это многовато.
📌 Позитивный эффект от замещения иностранного ПО постепенно начинает угасать под давлением вынужденного сокращения расходов компаниями. Проходить этот непростой период разумно с наиболее крепкими и справедливо оцененными представителями сектора в портфеле. Софтлайн пока не попадает в этот список, при его текущей оценке.
❤️ Ваши лайки — лучшая мотивация для автора делать обзоры новых отчетов и эмитентов!
⚠️ Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией!
Следить за всеми моими обзорами и новостями в оперативном режиме: Telegram, Вконтакте, Дзен, Смартлаб
Именно, причем изначально через интернет- магазин… НО… разве это волнует «пенсионеров в 35»?