Морские перевозчики говорят о возникновении нехватки мощностей (места на кораблях) для торговли на пути Европа-Азия. Сначала это связывали с китайским новым годом, последствиями кризиса морских перевозчиков (банкротство корейского, слом на металолом бОльшего количества, снижение заказов судов на верфях — снижение количества флота), и даже с попыткой отжима денег из заказчиков перевозчиками (создание искуственного дефицита) как способ повышения прибыльности и новые реалии.
Но в статье
Europe-Asia Capacity Crunch a Sign of Shifting Trade Patterns, says Maersk заявили о долгосрочной смене карты торговли мира!? Как индикатор, в статье упоминается увеличение импорта железной руды и текущий всплеск цен на сталь в Шанхае, рост потребления в Китае люкс товаров произведенных в Европе (данных не смотрел, наверно таких и нет), рукотворный обвал фунта стерлингов и стабильную слабость евро, что способствует экспорту из Европы в Китай (данных насколько способствует наверно нет, рост фондовых индексов вряд ли показатель факта, скорее веры).
Посмотрим, есть ли оживление мировой торговли, или это всё таки искуственная работа над прибыльностью отрасли крупнейшими компаниями, аналогичная той, что была проведена в 2016 добывающими и энергетическими отраслями.
Индекс фрахта балкеров у побережья Китая ведет себя поактивнее европейского, хотя тоже пока не пробил уровни конца 2016. В 2015 был слабый сезонный прирост, в 2016 даже спад в ожидании сезона (он же демпинг за долю рынка перевозки в сезон), с конца 2016 были всплески вызванные скорее укреплением цен на нефть (мазут кораблям).
Но что такое происходит в 2017?
Рис. 1: «China Coastal Bulk»
Рис. 2: «Baltic Dry»
Судя по
данным об обороте мировой торговли по 2015 год от ВТО мировая торговля ощутила последствия обвала цен на сырье. Во-первых мировая статистика не лучше любой гос статистики в странах СНГ и показывает малозначимые цифры: исчисляет оборот в деньгах, а не в тоннах, и в разрезе ключевых товаров. Поэтому 2015 год конечно показал отрицательный прирост, но который был меньше чем обвалились цены. Азия и Европа сохранили рост экспорта, Латинская Америка резко снизила объемы импорта (картинки по ссылке в абзаце выше). Латинская Америка зависит от экспорта сырья и цен на него, удар по ценам сырья был ударом по благосостоянию прежде всего Латинской Америки. В 2016 мировая торговля товарами (именно товарами, а не сырьем, на товары «обвала» цен не замечено)
приросла медленнейшими темпами с 2009 года, вышли на уровень кризиса 2008 так сказать.
Оживление мировой торговли и потребления — не есть фактор роста цен фрахта.
Рис. 3: «Индекс контейнерных перевозок Китай-Запад США»
Индексы контейнерных перевозок заметно более слабые чем индексы перевозки насыпных грузов. Обвал индекса в начале года в торговле Китай-США регулярный, но в 2017 году, не смотря на небольшие рекорды оборота по портам Западного побережья США, индекс свалился серьезно пораньше: «до» перерыва в торговле, а не «после». Значит ли, что есть некий демпинг перевозчиков до большого куша сезонной перевозки товаров потребления в США?
Рис. 4: «Один из двух шанхайских контейнерных индексов»
Рис. 5: «Сводный контейнерный индекс по миру»
Если из Китая отгрузка контейнеров дешевеет, то в мире она даже чуть дорожает. Ситуация наоборот чем с балкерами. Может Маерск таки сболтнул правду про перевозки в Европе: что местные перевозчики пробуют задрать цены вверх? С другой стороны: может ли потребление сырья внутри Китая в одиночку тащить все балкеры вверх, выбиваясь из вялого хода рынка всех перевозок? Посмотрим на торговый оборот Китая:
Рис. 6: «Экспорт-импорт Китая, торговый баланс»
Импорт сырья Китаем не вырос в тот период когда растет индекс фрахта сухогрузов, их дефицита на маршруте быть не должно! В 2017 году импорт Китая в пору отпусков просел меньше, чем в предыдущие пару лет, но вполне в рамках динамики 2013, 2014 годов. Особой революции во внутреннем потреблении пока не видно, но, возможно стараются в этом направлении и нужно смотреть за потреблением Китаем сырья в разрезе товаров, может быть это будет маленький плюс к стагнирующей мировой торговле. Перестройка Китая — неотвратимый процесс перехода из развивающейся к развитой экономике. Тем более, что
главный акцент в такой перестройке Китай делает на связи глубинки страны с побережьем, превращения Уйгурии в Шеньчжень, огромные сельские пространства
могут когда-то оживить внутреннее и потребление и производство, а значит импорт люкс товаров из Европы.