В мае страны ЕС достигли договоренности по эмбарго в отношении российской нефти. Трубопроводный импорт пока сохраняется, а вот от морских грузов Европа откажется к концу года. Посмотрим, что происходит с российским нефтяным экспортом сейчас, чего ждать в будущем, и стоит ли покупать акции нефтяных компаний.
Разворот в Азию уже идет
Статистика Bloomberg, основанная на данных по отслеживанию судов, показывает уверенный рост поставок в Азию одновременно со снижением на европейском направлении. Доля азиатских потребителей в морском нефтяном экспорте из РФ выросла почти до половины против одной трети в начале года.
Крупнейшим покупателем в Азии является Китай, но основной рост поставок в 2022 г. приходится на Индию. Прочие покупатели, в основной массе, предпочитают скрывать пункты назначения, чтобы не подвергаться санкциям. Но суда продолжают двигаться из западных портов через Суэцкий канал, что позволяет квалифицировать поставки, как азиатские.
Доля Азии будет расти и дальше, но основной скачок может произойти в IV квартале 2022 г. и I половине 2023 г., поскольку в III квартале 2022 г. эмбарго со стороны ЕС еще не вступит в силу, и местные потребители могут активно покупать российскую нефть, которая для них сейчас намного дешевле, чем другие альтернативы. Дисконт российского сорта Urals к эталону Brent все еще остается около $30 с барреля.
Какие страны ЕС продолжают покупать нефть
Сильнее всего упали поставки в северной Европе. Объем импорта в регион упал почти в 3 раза с 1,3 млн б/с до 0,45 млн б/с.
Полностью отказались от российских морских нефтяных грузов Германия, Великобритания, Швеция и Литва. Незначительные объемы в пределах 50 тыс. б/с продолжают закупать Польша и Финляндия.
Крупнейший покупатель региона, Нидерланды, продолжает импортировать нефть, но объемы сократились на 150 тыс. б/с или около 30%.
Снижение в северной Европе частично компенсируется ростом в южных странах. Средиземноморские покупатели увеличили поставки практически вдвое с 0,4 до 0,8 млн б/с. Еще на 130 тыс. б/с выросли поставки в черноморские порты в Румынию и Болгарию.
Италия увеличила импорт более чем в 4 раза почти до 0,5 млн б/с. В 3 раза до 200 тыс. б/с. выросли поставки в Болгарию, где почти весь спрос на топливо удовлетворяется за счет НПЗ Лукойла в Бургасе. Турция на прошлой неделе закупала 270 тыс. б/с против февральских 100 тыс. б/с.
Стоит отметить, что с начала июня общие поставки в Европу не снизились, они даже немного подросли. Решение ЕС по эмбарго не привело к дальнейшему отказу от нефти. Напротив, имея четкие сроки до конца года местные импортеры поспешили увеличить закупки, чтобы пополнить хранилища и успеть воспользоваться относительно дешевой российской нефтью.
Аналогичную ситуацию можно было увидеть с иранской нефтью в 2018 г. Санкции были объявлены в мае, но ограничения вступали в силу в октябре. Между этими датами иранская добыча и экспорт оставались высокими.
Российские поставки этим летом может ожидать сходный сценарий. На мировых рынках дефицит топлива, так что импортеры постараются по максимуму использовать доступные возможности.
Выводы: что будет с российским нефтяным экспортом
С начала года совокупные поставки в ЕС действительно сократились. Но сейчас поставки стабилизировались и в летний период могут даже немного вырасти. Причины этому следующие:
• Российская нефть торгуется с дисконтом около $30 за баррель. Отличная скидка в условиях рекордных цен на нефть по всему миру.
• Ряд европейских потребителей не только не отказываются от нефти, но и наращивают поставки, в том числе Италия, Турция и Болгария. Это частично компенсирует отказ стран из северной Европы.
• Часть поставок перенаправляются в Азию. Китай и особенно Индия активно увеличивают импорт нефти из России. Этот тренд будет продолжаться и дальше по мере налаживания новых логистических цепочек.
Ближе к концу года, вероятно с октября, морской экспорт нефти из РФ начнет снижаться, поскольку страны ЕС будут вынуждены отказаться от него. Вероятно, часть нефти продолжит поступать в ЕС по «иранским» и «венесуэльским» схемам, но объем сильно сократится.
Объем общего экспорта из РФ в 2023 г. будет зависеть от того, насколько эффективно удастся перенаправлять экспорт в Азию и дальше.
Стоит ли покупать акции нефтяников из РФ
Даже с дисконтом цены на российскую Urals максимальные за последние несколько лет. С учетом того, что большую часть года экспорт будет оставаться сильным, российские нефтяники могут получить рекордную выручку.
Сейчас сложно оценить затраты на логистику, которые несут экспортеры. В отсутствии квартальной отчетности мы не видим цифр. Также нет уверенности в том, что налоговая политика останется стабильной. Предложение по повышенному НДПИ для Газпрома наглядно демонстрирует этот риск.
С учетом эти факторов можно консервативно предположить, что российские нефтяники покажут EBITDA, как минимум, на уровне 2021 г. Так что акции сектора вполне можно назвать дешевыми по текущим ценам, если предположить, что перенаправление поставок в Азию пройдет успешно и начиная с 2023 г. экспорт не упадет слишком сильно.
Но даже в случае выраженного сокращения это не пройдет незамеченным для мирового рынка. Чем ниже поставки из РФ, тем выше вероятность затяжного периода высоких мировых цен на нефть. Так что российские нефтяники и в 2023 г. могут порадовать инвесторов. Можно обратить внимание на акции Роснефти, Татнефти, Газпром нефти и Лукойла.
Ключевые долгосрочные риски связаны с активами российских компаний в Европе. Также необходимо решить вопрос с запрещенным к ввозу буровым оборудованием, чтобы в будущем продолжать разведку новых месторождений.
Еще один вопрос – трубопроводные поставки. Эмбарго пока не затрагивает их, но как будет складываться политическая повестка в будущем, не ясно. Вероятно, страны ЕС в ближайшие годы будут активно вкладываться в инфраструктуру, чтобы иметь возможность отказаться от трубы из России. Но сроки будут зависеть от того, насколько слаженной будет эта работа, и насколько сами страны, получающие нефть из России по трубе, будут в этом заинтересованы.