Разговоры о необходимости повышения налогового вычета на покупку недвижимости или ее строительство ходили уже давно.
И вот в конце 2022 г. в Госдуму направлены два законопроекта с поправками в НК РФ в части НДФЛ при покупке и продаже жилья.
Согласно первому законопроекту:
- С 2 до 3 млн руб. вырастет имущественный вычет в размере расходов на покупку недвижимости или ее строительство, то есть вернуть можно будет до 390 тыс. руб. НДФЛ. Причем данный лимит будет применяться в отношении каждого объекта имущества, указанного в подп. 3 п. 1 ст. 220 НК. Это значит, что вернуть будет возможно по 390 тыс. руб. в отношении жилого дома, квартиры и земельного участка отдельно.
- С 3 до 4 млн руб. увеличится вычет по ипотечным процентам, то есть сумма к возврату будет до 520 тыс. руб. налога.
В пояснительной записке законодатели указывают
что принятие проекта федерального закона позволит
оказать реальные государственные меры поддержки гражданам в улучшении
их жилищных условий и предоставить им существенную финансовую помощь
при реализации своего права на жилье.
Но дополнительные 130 тыс. (260 тыс. с ипотекой) не сильно-то помогут крестьянину Ивану в улучшении жилищных условий на фоне задранных цен в последние годы.
Зато возможность безлимитно получать налоговый вычет за каждый объект недвижимости может создать возможности для ухода от уплаты налога для более обеспеченных граждан путём фиктивных сделок купли-продажи недвижимого имущества. Будем надеяться, что этот баг пофиксят ещё до принятия поправок.
Вторым законопроектом освободят от НДФЛ продажу жилья независимо от срока нахождения в собственности, если:
- в том же году, когда жилье продали, или до 30 апреля следующего года было приобретено другое жилье;
- проданное жилье было у налогоплательщика единственным;
- купленное жилье больше и дороже проданного;
- кадастровая стоимость проданного жилья не более 50 млн руб.
… Учитывая, что НДФЛ является одним из ключевых источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, реализация предусмотренных законопроектом положений приведет к возникновению значительных выпадающих доходов указанных бюджетов...
Счетная палата Российской Федерации не поддерживает законопроект, отмечая в заключении, что оценить необходимость реализации предлагаемых законопроектом мер не представляется возможным, поскольку в материалах к законопроекту отсутствует анализ эффективности действующих программ государственной поддержки граждан в сфере приобретения жилья, динамика рыночной стоимости недвижимости, а также информация о количестве нуждающихся в жилье граждан.