Мучительно медленное восстановление и равнодушная к усилиям ЦБ инфляция может стать современной чумой развитых экономик, если политики не смогут найти логичного продолжения стимулирования при достижении нижнего порога ставок. Так считает топ-менеджер ФРС Джон Уильямс и современный опыт ЕС и Японии показывает, что он совершенно прав.
«Опыт учит нас, что лучше начать готовиться заранее, чем прождать слишком долго», заявил Уильямс, вероятно намекая на активную исследовательскую работу и изобретательность ФРС в поисках замены QE. Одна из альтернатив, которую я подробно рассмотрел во вчерашней статье, могла бы быть «привязка» ставки, которая очень напоминает таргетирование кривой доходности банка Японии, но имеет существенные отличия.
По мнению Уильямса, невозможность адекватно подготовиться равнозначна подготовке к провалу. Это говорит о серьезной разочарованности некоторых чиновников потенциалом QE, в частности перевесом его побочных эффектов над преимуществами.
Массивная инфляция баланса активов крупных мировых ЦБ во время рецессии и незначительное и осторожное снижение во время экспансии (см. эффект храповика), поднимает вопрос о гибкости QE как инструмента для сглаживания экономических циклов. Такой вывод можно сделать, рассмотрев комбинацию побочных эффектов, которые ограничивают быструю корректировку QEкак в сторону увеличения, так и в сторону понижения. Быстро — в смысле временного интервала, в который укладывается экспансия, в течение которой потенциал эффективности инструментов должен быть приведен к необходимой норме. С одной стороны таким эффектом является раздутая оценка активов фондового рынка, иррациональность которых («липовое» благосостояние инвесторов) привязана к перспективам QE, с другой стороны — сжатие процентной маржи банков и ловушка ликвидности, при которой предельная эффективность QE падает и ведет только к росту издержек.
Пример с риторикой Пауэлла в декабре показывает, как ФРС может прогнуться под давлением фондовых рынков, что в конечном итоге привело к решению экстренному торможению в сокращения баланса активов. Пример Японии и ЕЦБ – таргетирование кривой доходности, TLTRO и дебаты о прогрессивной шкала ставок по депозитам являются наглядным примером концентрации усилий ЦБ на устранение издержек (т. е. помощи банковской системе).
Апрельская производственная инфляция в Китае росла максимальным темпом за четыре месяца, сигнализируя об увеличении объемов производства, что подстегнуло спрос на ресурсы. Наиболее активно спрос предъявляло государство за счет ускоренного одобрения дорогостоящих инфраструктурных проектов. Учитывая, что объемы экспорта снизились в марте, а импорт вырос в соответствии с ожиданиями, динамика инфляции говорит о краткосрочном и искусственном характере экономического импульса за счет государственного вмешательства.
Несмотря на рост активности данные не позволяют сделать выводы о качественном характере экономической экспансии, например ожидать увеличения инвестиций частного сектора, который вскоре должен столкнуться с повышением американских пошлин.
Хотя повышение тарифов в пятницу выглядит неизбежным событием, так как переговорная сила США полностью концентрируется на угрозе прямой эскалации торгового конфликта, следующий раунд повышения может рикошетом вернуться в США подрывая потребительский спрос:
Новость South China Morning Post от 4 мая гласит, что китайские банки без лишнего шума снизили максимальную квоту на покупку долларов с $5000 до $3000 по распоряжению PBOC.
Ситуация привлекла внимание после публикации видео одной из китаянок в прошлую пятницу, где она безуспешно пытается выяснить у кассира ChinaMerchantsBank, почему она не может купить...200 долларов. Вместо этого кассир невозмутимо предложил обменять доллары со счета на национальную валюту. Позже выяснилось, что из-за частых обменных операций она попала в «список наблюдения».
В любом случае отсутствие возможности свободно обменивать валюту спустя десять лет как власти пообещали к 2020 году сделать Шанхай финансовым центром мира наравне с Лондоном и Нью-Йорком едва можно считать прогрессом в реализации амбициозных планов. Контроль за движением капитала в стране серьезно ограничен, как следствие доля иностранных вложений в фондовый рынок ничтожна. По данным Шанхайской фондовой биржи она составляет менее 0.5% на март 2019. Государственное вмешательство в рынок акций рассматривается как основной барьер к достижению цели на 2020 год.
Основная сюжетная линия в политике ФРС ожидаемо не претерпела сколь-нибудь значимых корректировок, так как и заявление и тон Пауэлла сохранили нейтральную окраску. Однако любопытный технический момент, который теоретически должен был привлечь внимание ФРС и неожиданно оказался значимым на практике, стал выход эффективной процентной ставки по федеральным фондам (EFFR) за пределы верхней границы – ставки по избыточным резервам банкам хранящимся депозитах ФРС (IOER):
Перед заседанием IOER равнялась 2.4%, а EFFR достигала 2.45%. ФРС неожиданно решил понизить ставку IOER на 5 базисных пунктов, что стало сюрпризом для участников рынка, считавших что такое решение будет преждевременным, ведь после последнего повышения ставки по федеральным фондам коридор был зафиксирован в диапазоне 2.25 – 2.5%, и в целом 2.45% все таки находится в пределах коридора. Очевидно, вопреки ожиданиям рынка что ФРС посчитает этот феномен техническим отклонением, она оказалась обеспокоена потерей контроля над ставкой, поэтому и приняла такое решение. Но почему?