Что думаете про Яндекс?
Хорошая компания. Не очень клиентоориентированная и позволяет себе излишне резкие движения, но с точки зрения компании роста — хорошая.
(нашел внизу чата окно с вопросом) Есть 2 категории людей в этой бумаге 1. азартные. 2 додики
Вопрос из серии что за люди покупают вино по 1000 евро за бутылку.
P\E 105 Азартный народ берет в надежде что в будущем будет найдется дурачок который купит с P/E 205 будет ли такой дурак или нет, не моя история. Я прохожу мимо.
Народ, кто покупает такие бумаги не смотрит тупо p/e, смотрит в первую очередь на показатели роста и пытаются понять где этот рост замедлится. Растёт Яндекс конскими темпами. Вот люди, кто прогнозирует рост по 35% в год г/г на 8 лет, например, просто возводят 1.35 в восьмую и получают результат 11. Далее дисконтируют доходность ОФЗ и на выходе получат IT-компанию с умеренным потенциалом роста и форвардным p/e в 2029 году =15. Сбудутся их прогнозы или нет — не знаю. Но называть лудоманами или додиками людей, способных понять инвестиционную отдачу хайтека или диптека на длинном горизонте я бы не стал. Это некорректно и тупо.
Вторые вообще не понимаю додиков которые слюнями брызжут и горой стоят за эти пузыри. Есть простая истина, они выручку делают за счет реального сектора экономики, какого полового органа может человек верить в чушь, и утверждать что бабла у реального сектор экономики станет больше в 4-5 раз и будет расти бабло в геометрической прогрессии каждый год, которое они конечно же понесут в этот пузырь, что бы ставка Пети из деревни Кудимова оправдалась? Я лучше поставлю на тех кто тратит бабло в Яндексе чем на Яндекс) Всем добра)
Для роста Яндекса в 4-5 раз не нужно экономике расти в 4-5 раз. Простой пример:
1. Имеем таксопарк из 1000 машин по 2млн рублей.
2. Из каждого рубля выручки условно 35% — водитель, 25% — лизинг, 7% — маркетинг, 1% — страховка, 10% — топливо и мойка, 6% — административные расходы. EBITDA = 16%. (все цифры придуманы — операторы таксопарков или аналитики сектора подскажут реальные)
3. Технологии развиваются. Заменяем парк машин с водителями с ДВС на автономные электрокары по 3.5млн рублей.
4. Теперь с каждого рубля выручки 36% лизинг, 3% маркетинг, 1% страховка, 3% — топливо и мойка, 7% административные расходы. EBITDA = 50%. (доля лизинга снижена за счёт эксплуатации робота 24/7, доля маркетинга снижена за счёт прессы — публикации эффекта новизны, доля топлива снижена согласно тарифам, доля админ увеличена согласно расходам на контролёров ИИ)
5. Показатели утроили, а масштабируемость технологии ограничена лишь скоростью производства авто.
На это и ставят покупатели, а не на мультипликаторы типа p/e. P/E становится вторичным когда есть шанс «купить» новый рынок.