«Каждый мнит себя стратегом…»
Шота Руставели
До сего дня не встречал системного, объемлющего анализа качеств личности стратега. Задача статьи – исправить сложившуюся ситуацию. Кратко и, надеюсь, по-существу.
О стратегии и стратегахМного говорят о стратегии, но почти ничего не говорят о стратегах. «Почти» – потому что всё-таки в академических кругах интерес к этой теме иногда проскальзывает, защищаются серьёзные диссертации (new-disser.ru/_avtoreferats/01002770097.pdf
Чем старше становится человек, тем быстрее движется его время. В детстве события ползут со скоростью черепахи. У юного человека чуть бойчее. У зрелого день насыщен делами, но не так долог, как в детстве и юности. И так далее. А старики говорят, что годы летят как недели или даже как дни. Как–то отец, которому было за семьдесят, на мой, молодого парня, вопрос о быстротечности жизни ответил: «Сын, жизнь, как комната, — только что в одну дверь вошел и вот уже во вторую выходишь».
Лет пять назад определил для себя коэффициент. Каждое последующее десятилетие проходит в два раза быстрее предыдущего. Конечно, можно поспорить по поводу выведенного коэффициента. Не 2, а 1,8? Возможно, но порядок такой.
ЧАСТЬ 2. СОВРЕМЕННЫЙ КИТАЙ. ВЭН-ЦЗЫ
“Мудрость не в том, чтобы управлять другими, а в том, чтобы управлять собой.”
“Высокие слова используются в обыденной жизни, низкие слова используются для стратегических целей. Стратегия – это способ, благодаря которому видение мудрецов беспристрастно. Если поначалу существует противоречие, но потом все приходит в согласие, это называется стратегией. Если поначалу имеется согласие, но потом возникает противоречие, то это признак незнания стратегии. Для тех, кто не знает стратегии, добро превращается во зло”.
“Вэн-цзы”
УЧЕНИЕ ЛАО-ЦЗЫ И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ VS КОНФУЦИАНСТВО В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ
Китай сегодня – страна конфуцианская, живущая соответствующими формальными нормами. Образчик этики из трактата Конфуция «Беседы и суждения»: «Учитель сказал: Ничего не поделаешь! Я не видел, чтобы человек мог, заметив свои ошибки, осудить себя в душе».
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И УПРАВЛЕНИЕ
ЧАСТЬ 1. «ДАО ДЭ ЦЗИН» И «ДАО ЛИДЕРА»
“Мудрый лидер стоит на заднем плане и облегчает процесс других людей. Самые значительные дела, которые делает лидер, остаются преимущественно незамеченными. Потому что лидер не подталкивает, не придает форму или не манипулирует, он не встречает обиду и сопротивление”.
“Более важно говорить простую, грубоватую правду, чем говорить вещи, которые хорошо звучат… Лидер помогает другим найти их собственный успех. Разделять успех с другими – это очень успешно”.
“Дао лидера”
Вашему вниманию – объединённая работа, содержащая одновременно «Дао Дэ Цзин» Лао-цзы и «Дао лидера» Джона Хейдера. Многие сложные управленческие ситуации разрешаются с использованием этих двух работ. Концептуальная платформа практически любого устойчивого дела – результат собственного практического опыта и результат осмысления многих источников. «Дао Дэ Цзин» и «Дао лидера» – важнейшие из этих источников.
“В отношениях с людьми он должен быть дружелюбным, в словах – искренним; в управлении должен быть последовательным; в делах должен исходить из возможностей, в действиях – учитывать время. Поскольку (он) так же как и вода не борется с вещами, (он) не совершает ошибок”.
“Если человек оставляет свои желания и освобождается от страстей, то до конца жизни не будет у него усталости. Если же он распускает свои страсти и поглощен своими делами, то не будет спасения (от бед)”.
“Дао Дэ Цзин”
Философия Древнего Китая явно и в скрытом виде излагает методы решения управленческих проблем. Управление группой людей, маленьким и большим хозяйством, государством. Управление в мирной жизни и на войне. Принципы и концепции, способы и приёмы управления, сложного высокочастотного процесса, изложены китайскими философами. То есть, древнекитайские трактаты – не только культурная и мировоззренческая литература. Без преувеличения, китайская философия –