Лет так 50 назад американцы ставили в джунглях Южной Америки очень интересные (хотя и довольно жестокие) опыты над живущими в густых джунглях племенами индейцев. Эти племена были обособлены друг от друга, поэтому один и тот же опыт можно было поставить несколько раз: над разными племенами. Результаты этих опытов сильно помогли американским исследователям в разработке теории цветных революций.
(Важная ремарка. Я пересказываю по памяти, поэтому в моём пересказе могут быть мелкие неточности. Буду очень признателен вам за ссылку на отчёт об исследованиях. Он, вероятно, существует только на английском языке).
Суть опытов заключалась в следующем. Американцы учили племя проводить некий обряд – например, торжественно прыгать вокруг «священного дерева». Сразу после проведения обряда американцы устраивали чудо: с дерева, например, падали заранее заготовленные ножи, одеяла и прочие любезные сердцам индейцев материальные блага. Дальше индейцам предлагали прыгать уже самостоятельно.
Американцы справедливо предполагали, что индейцы вскоре устанут от ежедневных прыжков и разочаруются в рецепте. Исследователи рассчитывали вычислить средний период разочарования. Они думали, что все племена будут прекращать ритуал через какое-то более-менее фиксированное время: скажем, через месяц, плюс-минус пять дней.
Результаты экспериментов удивили бледнолицых. Как выяснилось, какие-то племена завязывали с прыжками через неделю, а какие-то продолжали прыгать и по истечении нескольких месяцев. Разочарование не зависело от прошедшего времени: оно зависело исключительно от запасов еды.
Покуда еды хватало, аборигены дружно скакали и надеялись на лучше. Месяц, два, три – чуть ли не до бесконечности. Отсутствие падающих с дерева призов аборигены объясняли себе злыми силами природы, кознями других племён, греховностью руководителей племени и прочими естественными причинами. Однако стоило голоду начать щипать животы индейцев, как они тут же дружно умнели и начинали догадываться, что бледнолицые братья чего-то им не договаривают…
Так вот, к чему я веду. Вчера я очередной раз имел удовольствие читать о том, что американская экономика сильна своими айфонами, а российская нефть и оборонка – это, дескать, гири на ногах нашей экономики, сбросив которые мы моментально достигнем богатства и процветания.
Вы уже наверняка видите параллели. Либералы поймут, что «айфонная экономика» неработоспособна только в одном случае. Когда эта экономика крякнет, и в странах, имевших неосторожность заменить атомные станции на поля модных ветряков, будет натурально нечего жрать. Греки, в общем, уже стремительно трезвеют: целебное голодание подействовало на местных политиков удивительно животворно.
Многие эксперты полагают, что планета стоит на пороге финансового шторма, и что уже в ближайшие год-полтора хищные лапы кризиса сомкнутся на горле большей части стран Запада: среди которых, разумеется, будет и родина айфонов, США.
Что Россия сможет в этот момент предложить сотням миллионов представителей западной цивилизации, которые – подобно россиянам начала 90-х годов – резко разочаруются в «зелёной экономике», «невидимой руке рынка» и прочих мифах просвещённого либерализма?
А Россия сможет предложить, например, свои аналоги айфонов. Современные, не имеющие аналогов в мире, высокотехнологичные… танки. Ну и другую «устаревшую» продукцию: типа нефти, газа и атомных станций.
Видели уже, что на Западе пишут о нашем новом танке, «Армата»? Точнее, о танке «T-14» на базе «Армата»? Журналисты пишут о сошедшей со стапелей «Уралвагонзавода» «Армате» не иначе как с восхищённым придыханием. Немцы из Stern – а уж немцы-то, будьте уверены, кое-что понимают в хороших танках – снабдили статью об «Армате» заголовком «Putins neue Wunderwaffe», «Новое супероружие Путина»:
(
Читать дальше )