Во II квартале на рынке фиксировалась преимущественно нисходящая динамика: в апреле-мае негативно сказались уход геополитической премии (оцениваемой нами в 5 долл./барр.), достаточно вялая ситуация в экономике Китая и слабовыраженное усиление спроса в США на старте автомобильного сезона. В результате Brent опускалась к 77 долл./барр., лишь с июня начав расти. Но за счет высокой базы начала квартала среднеквартальная цена Brent осталась на уровне 85 долл./барр., что лишь на 2 долл./барр. ниже наших ожиданий.
На III квартал смотрим оптимистично. Рассчитываем, что среднеквартальная цена на нефть Brent составит 90 долл./барр. Благодаря ОПЕК+ (продление действующих квот в 1,65 млн барр./день на 2025 г., а добровольных на 2,2 млн барр./день — до конца III квартала) рынок останется дефицитным, поддержку также окажет восстановление спроса нефтеперерабатывающей промышленности Китая после техрегламентов и набравший силу автомобильный сезон в США.
ОПЕК+ фактически поддержит сохранение дефицита предложения нефти в мире на 3 кв.
Операционные результаты l полугодия 2024 г.:
• Объем перевозок: 25,4 млн человек, +21,4% г/г
• Перевезено на внутренних линиях: 19,4 млн человек, +15,5% г/г
• Перевезено на международных линиях: 6 млн человек, +45,8% г/г
• Пассажирооборот: +28,3% г/г (предельный – +24,5% г/г)
• Процент занятости пассажирских кресел: 88,3% (85,7% годом ранее)
Компания по итогам I полугодия существенно нарастила авиаперевозки пассажиров как за счет внутренних перевозок, так и благодаря зарубежным рейсам. Положительную динамику поддержал активный рост внутреннего турпотока с начала года. В весенне-летний период Аэрофлот вводит дополнительные рейсы в туристические центры, что повышает и перевозную емкость пассажиров. Продолжается восстановление спроса и по международным линиям.
Как и ожидалось, операционные результаты оказались сильными, на новость бумаги реагируют ростом почти на 6%. Ключевой фактор – крупный самолетный парк. Растет количество воздушных судов, выведенных из иностранных реестров, организуются поставки новых российских самолетов. Действует поддержка со стороны государства. Эти факторы будут способствовать дальнейшему улучшению производственных и финансовых показателей авиакомпании. Текущая целевая цена по акциям Аэрофлота – 72 руб.
Вчера Росстат опубликовал данные по инфляции за июнь и за неделю по 8 июля. Рост потребительских цен в июне составил 0,64% м/м (немного ниже наших ожиданий), что определило ускорение инфляции до 8,6% г/г (8,3% в мае). С поправкой на сезонность (SA) рост цен, по нашим оценкам, замедлился до 0,72% м/м (0,84% в мае), что соответствует аннуализированной инфляции (SAAR) на уровне 9,0% г/г в июне и 8,4% г/г за последние три месяца (10,6% и 6,9% соответственно месяцем ранее). В отличие от предыдущих месяцев, в июне ключевой вклад в рост инфляции внесли продовольственные товары, а именно плодоовощная продукция. Рост цен на услуги, хоть и замедлился, но оставался очень высоким (0,7% м/м SA).
Рост цен со 2 по 8 июля составил 0,27% н/н (0,66% неделей ранее) на фоне продолжения индексации регулируемых цен и роста цен на авиабилеты. Темпы роста цен на бензин дополнительно ускорились (до 0,6% н/н), что привело к ускорению темпов роста цен всей непродовольственной корзины. Темпы удорожания продовольственных товаров замедлились, но остаются существенно выше сезонной нормы.
Мы думаем, что высокая ключевая ставка с нами надолго и не исключаем негативных сюрпризов на ближайших заседаниях. Считаем такую ставку губительной для экономики, ведь повышение ставки само по себе не решает структурных проблем в экономике.
Переждать шторм лучше всего в облигациях с плавающим купоном. Но стоит учитывать кредитное качество эмитентов, так как эмитенты с высокой долговой нагрузкой и плавающей ставкой могут просто не пережить этот шторм и утонуть в морской пучине.
Как сообщил Росстат, инфляция составила 0,64% м/м за июнь, или 8,6% г/г, что соответствует нашим ожиданиям. Основным источником инфляции в июне продолжил оставаться продовольственный сегмент, где рост цен в июне ускорился до 9,8% г/г после 9,1% г/г в мае.
Что касается июля, то рост цен за 2-8 июля составил 0,27% н/н после 0,66% неделей ранее, а по состоянию на 8 июля инфляция с начала месяца составила 0,77%, или 9,25% г/г. Стоит отметить, что данные по инфляции в начале июля сигнализируют о возможном дефиците товаров, поскольку несмотря на укрепление рубля ускоряется рост цен в непродовольственном сегменте, в частности на электро- и бытовые приборы.
Динамика цен на бензин, которые растут третью неделю подряд, также может быть вызвана ограничениями со стороны импорта, так как они заставляют удлинять маршруты перевозок.
В то же время в первую неделю июля замедлилась продовольственная инфляция, и в целом продовольственный сегмент, в частности плодоовощная продукция, может сыграть роль дезинфляционного фактора в летний сезон, что дает основания сохранить наш прогноз по росту цен за июль на уровне 1,1% м/м, несмотря на инфляционные риски со стороны непродовольственного сектора.
Минфин размещает ОФЗ-ПК-29025 четвёртую неделю подряд. При этом коэффициент удовлетворения спроса упал до минимального за этот месяц значения — ниже 6%. Неделей ранее он составлял 28%. Даже объём размещения длинного выпуска ОФЗ-ПД превысил показатель по флоатеру, учитывая, что спрос на бумагу с фиксированным купоном оказался примерно в 10 раз ниже.
Ещё какие-то объёмы по флоатеру могли пройти в ходе дополнительного размещения после аукциона. Этих данных нет в пресс-релизе Минфина, их можно будет увидеть в сводной таблице через несколько дней.
Инвесторы считают, что ключевая ставка на ближайшем заседании ЦБ будет повышена более чем на 1 п.п., поэтому ждут от Минфина более щедрого предложения по доходности. Однако ведомство пока не готово предлагать более интересные цены, поэтому объём сделок очень низкий.
Позиция Минфина может быть воспринята рынком позитивно, тогда в моменте давление на котировки длинных ОФЗ снизится. Но план по заимствованиям на III квартал выглядит амбициозно. Если министерство будет его придерживаться, распродажи в гособлигациях могут возобновиться.
Вчера вечером Росстат опубликовал полную месячную статистику по инфляции за июнь. В последнее время месячные цифры заметно превышали недельные оценки, но в июне цены росли на 0,64% м/м против ожидавшихся, по недельным данным, 0,74% м/м. Такие расхождения связаны с замедлением роста цен на услуги, которые неполноценно учитываются в недельных цифрах.
Месячная статистика также показала некоторое ослабление ценового давления в непродовольственных товарах, но заметно ускорившееся удорожание продовольствия. Оценочно, аннуализированная инфляция с поправкой на сезонность в июне замедлилась с майских 10,6% до 9,3%. Вчерашние данные также показали сокращение темпов роста цен с 0,66% н/н до 0,27% н/н за неделю по 8 июля.
Индексация тарифов ЖКХ все еще оказывает влияние на недельные цифры, но отметить также стоит ускорившееся удорожание полетов и повышенный рост цен на бензин.
Текущая ситуация продолжает располагать к ужесточению ДКП, но позитивный сюрприз со стороны июньских данных повышает вероятность того, что ЦБ в июле ограничится ростом ставки до 17%.
Основные параметры программы семейной ипотеки остались неизменными, однако круг потенциальных заемщиков значительно сужается. Мы считаем, что сворачивание программы льготной ипотеки должно привести к значительному сокращению объемов продаж застройщиков (интуитивно оцениваем возможный спад до 20-30% у некоторых застройщиков). Однако многие застройщики уже запустили собственные программы финансирования, включающие рассрочку и субсидирование процентной ставки на первые 1-3 года ипотечной программы. Эти меры могут поддержать продажи, но ценой снижения собственной маржи застройщиков. В целом новость негативна для всех торгуемых на бирже застройщиков.
До конца года Комитет Госдумы по транспорту может ввести «потолок» цен на некоторые авиабилеты
Обычно такие инициативы возникают, когда цены на билеты сильно растут. Так и произошло в прошлом году. Причин много: отмена субсидий на внутренние рейсы, снижение компенсации затрат на топливо, удорожание запчастей и высокий спрос на перелёты.
При этом сейчас государство субсидирует рейсы из европейской части страны в Калининград и на Дальний Восток. Оно компенсирует авиакомпаниям затраты, чтобы маршруты не были для них убыточными. Но ограничение цен на авиабилеты — без учёта экономических показателей и спроса — может привести к снижению пассажиропотока на таких маршрутах или к их приостановке. В итоге эти перелёты станут менее доступными.
В SberCIB считают, что инициатива может негативно повлиять на привлекательность бумаг «Аэрофлота»
С начала года котировки компании сильно выросли, так что сейчас потенциал роста по ним ограничен. Текущая оценка SberCIB — «держать».