Российский оператор сети магазинов низких цен представил финансовый отчет за 2022 год. Компания увеличила выручку на 20,5%, но получила чистую прибыль на уровне прошлого года. По мультипликаторам Fix Price стоит дороже X5 Group и Магнита, однако инвесторам стоит учитывать падение сопоставимых продаж в четвертом квартале 2022 года на 3,9%.
Выручка достигла 277,6 млрд рублей за счет экспансии на рынке (+20,5%).
Валовая маржа увеличилась до 33,1% (+129 б. п.).
EBITDA выросла на 54,2 млрд рублей (+22,7%) за счет роста валовой прибыли.
Чистая прибыль составила 21,4 млрд рублей (сопоставимо с показателями 2021 года). Показатель не вырос из-за решения менеджмента группы, который переоценил налоговые риски и направил часть денежного потока на резервы по налогу на прибыль за прошедший год.
Регулятор собирается ввести надбавки к коэффициентам риска по ипотечным кредитам. Новый механизм уберет с рынка схемы «льготной ипотеки от застройщика», когда жилье предлагается под минимальную ставку, вплоть в 0,01%, но по цене на 20–30% выше рыночной. Главный риск в такой схеме, который не устраивает Банк России, помимо искусственного разгона цен на недвижимость, — при потере возможности выплачивать кредит заемщик может остаться в долгу даже после продажи ипотечной квартиры, так как ее реальная стоимость не покроет размер займа.
По мнению регулятора, существующие на рынке программы «льготной ипотеки от застройщика» с экстремально низкими ставками (вплоть до 0,01%) перевешивают риски спада спроса из-за ужесточения требований по ипотеке:
для компенсации нерыночных ставок застройщики завышают цену недвижимости на 20–30%, которые в последующем выплачиваются кредитным организациям в качестве «комиссии»;
За прошлый год объем продаж через интернет в России увеличился почти на 30%, дойдя до отметки в 4,98 трлн рублей. Рост оказался особенно впечатляющим на фоне стагнации реальных секторов российской экономики. С учетом смены парадигмы потребительских привычек и переноса части покупок в онлайн акции российских маркетплейсов с некоторыми допущениями, вероятно, можно считать квазизащитными активами.
Подавляющее большинство сделок (96,4%) было заключено на российских маркетплейсах и в интернет-магазинах. Если вычесть продажи на иностранных площадках, объем покупок у отечественных ритейлеров в денежном выражении вырос на 33%, достигнув 4,81 трлн рублей.
В общем объеме розничных продаж доля интернет-торговли выросла на 2,4 п. п. и составила 11,6%. В случае непродовольственных товаров доля выросла до 19,9%, в продовольственном сегменте доля покупок онлайн оценивается в скромные 3,1%.
Как отмечает Ассоциация компаний интернет-торговли, рост на 25–30% в год стал уже привычным показателем развития российской электронной коммерции. Если на рынке не будет сильных валютных колебаний, то, по мнению экспертов, аналогичный рост может случиться и в 2023 году.
В прошлом году добывающие компании перечислили в бюджеты всех уровней налоги на общую сумму 33,58 трлн рублей, обеспечив наполнение 40% всей российской казны. Но в 2023 году ситуация может измениться.
Рекордные цены на экспортируемые Россией углеводороды, а также взлетевшие котировки удобрений и угля сделали сырьевые компании крупнейшими донорами бюджета. На фоне слабого курса рубля зимой и весной 2022 года налоги принесли на 39% больше фискальных доходов по сравнению с прошлым годом.
Больше всех принес налог добычу полезных ископаемых (НДПИ) — 2,5 трлн рублей (рост на 72%).
Поступления от внутреннего НДС добавили еще 1,0 трлн.
Налог на доходы физических лиц — около 800 млрд.
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (НДД) — 700 млрд.
Налог на прибыль предприятий — 300 млрд.
Яндекс опубликовал финансовые результаты за четвертый квартал и полный 2022 год. Они превзошли ожидания рынка. Компания активно захватывает рынок электронной коммерции, доставки и райдтеха — такси и самокатов.
Компания смогла нарастить выручку по всем сегментам:
🔷 Поиск и портал: +47% кв/кв — до 69,7 млрд рублей.
🔷 E-com: +101% кв/кв — до 37,3 млрд рублей.
🔷 Райдтех: +29% кв/кв — до 34,4 млрд рублей.
🔷 Прочие сервисы: +86% кв/кв — до 16,3 млрд рублей.
🔷 «Плюс» и развлечения: +84% кв/кв — до 12 млрд рублей.
Итоговая выручка выросла на 49% кв/кв — до 164,8 млрд рублей, а скорректированная EBITDA — до 17,2 млрд рублей, увеличившись на 77%.
Рост валовой стоимости заказов по всем сегментам составил 44% кв/кв и превысил 397,2 млрд рублей в абсолютных числах. Основные факторы — увеличение количества пользователей в Маркете и рост частоты поездок в Такси. Компания продолжила расширять ассортимент товаров на Яндекс Маркете, товарооборот платформы вырос на 86% в 2022 году.
Рынок ожидал более жесткий вариант повышения налоговой нагрузки, однако правительство выбрало вариант ограничить дисконт для нефтяников относительно цены сорта Brent суммой в $34 за баррель в апреле, $31 — в мае, $28 — в июне и $25 — в июле. Затем нефтяные компании будут платить налоги исходя из того, какое значение окажется более высоким: фактическая экспортная цена или Brent минус $25.
Поскольку фактический дисконт на российскую нефть сегодня меньше за счет логистики и страхования, которые теперь не учитываются компанией Argus при расчете котировок Urals, утверждение среднего дисконта в $29,5 за баррель на период до июля включительно — хорошая новость для российского рынка черного золота. Мера снизит выпадающие доходы из-за сокращения нефтепереработки, а также сократит расходы нефтяных компаний на установление новых логистических цепочек.
Заработать больше других игроков на новом регламенте может Роснефть. Компания поставляет сырье в Азию по нитке «Восточная Сибирь — Тихий океан» мощностью 80 млн т/год, или 1,6 мб/с, и имеет максимальную долю в системе. К тому же она торгует сортом ESPO, который сегодня реализуется с минимальной скидкой относительно Brent. Для сравнения: в январе ESPO продавалась в среднем по $74 за баррель при $85 за баррель сорта Brent (разница — всего $11). А налог на продажу этой нефти будет рассчитываться исходя из согласованного правительством средневзвешенного дисконта в $29,5 за баррель как минимум до июля.