Яндекс 2 кв 2021
Отчет вызывает двойственное впечатление: квартальная выручка удвоилась, но с рентабельностью бизнеса с каждым кварталом все хуже. Маржинальность по скорректированной EBITDA упала на 13 п.п. г/г до 7%. В доковидном 2019 г. она составляла 29%, спад в четыре раза. Тенденция продолжается уже 3 года и продолжится далее.
Понимая это IR-отдел Яндекса сделал шаг вперед в плане маркетинга и добавил в презентацию раздел о будущих перспективах Яндекса: рынки присутствия компании (TAM) вырастут в 2,7 раза до 161,5 млрд долл к 2025 г., прежде всего за счет e-commerce, e-grocery, доставки готовой еды.
К сожалению, я не нашел в презентации информации о потенциальной маржинальности этих направлений, но это, видимо, никого и не интересует: сегодня 1 рубль выручки Яндекса предлагают купить за 6 рублей при маржинальности 7% (у Ленты в плохом отчете за 2 кв рентабельность по EBITDA 8%).
Вероятно предполагается, что после закрепления на новых рынках Яндекс повысит цены, как произошло с сегментом Такси (без Фудтеха), где уже 4 кв держится рентабельность по скорр. EBITDA выше 20%.
Фудтех показал маржинальность -38%, Яндекс.Маркет -112%. Вероятная причина, на мой взгляд: инвестиции в развитие сегментов списываются на расходы периода, а не амортизируются. В результате несмотря на рост выручки в разы убыток только увеличивается за счет постоянной экспансии. Прибыль здесь будет только на эффекте масштаба, а наличие конкурентов не позволит завысить цены.
В целом стратегия Яндекса становится все более понятной: компания отказалась от радикальных инноваций и сопутствующих им рисков в пользу растущих, но низкомаржинальных понятных бизнесов. Отсюда несправедливо оценивать компанию по мультипликаторам техногигантов, цена компании намного выше ее внутренней стоимости.
Дилетант, хрен-с два они повысят цены там при такой конкуренции…