6 декабря зафиксировал несколько инструментов на фондовом рынке, чтобы через четыре года проверить, что принесет большую доходность. Можно это сделать и задним числом, но так интересней и если победит мой фаворит всегда можно будет сказать «я же говорил!». Выбранные индексы, акции и облигации очень грубо и не в полной мере отражают, то что представлено на рынке.
Индекс Мосбиржи (IMOEX)
плюсы: защита от инфляции и широкая диверсификация
минус: лишь частично отыгрывает девальвацию рубля, не учитывает дивиденды размер которых на российском рынке существенный
Индекс полной доходности Мосбиржи (MCFTR)
плюс: учитывает дивиденды
минус: лишь частично отыгрывает девальвацию рубля
Замещающая облигация ГТЛК ЗО29Д
плюс: отыгрывает девальвацию и падение экспорта в долларах
минусы: риски эмитента и регулируемого валютного курса, фиксированная доходность
ОФЗ 26237
плюс: низкий риск
минусы: фиксированная доходность, не отыгрывает девальвацию рубля
Вымпел-Коммуникации 003Р-04
плюс: премия к доходности ОФЗ
Внимание публики как обычно приковано к курсу доллар/рубль, но есть и другие не менее важные курсы валют. Например, с точки зрения трудовых ресурсов важен курс рубля к узбекскому суму.
Чем крепче сум к рублю тем выше должна быть рублевая зарплата у трудового мигранта. То есть, если зарплата была 100000 рублей, а рубль к суму упал на 20% за полгода, то зарплата за эти же полгода должна вырасти до 120000 рублей. Если этого не происходит то рабочая сила перемещается в другие страны. Экономические субъекты, которые не могут перекладывать на потребителя рост издержек на фонд оплаты труда начинают сокращать свою деятельность, что отражается и на всей остальной экономике.
Стоит обратить внимание, что рубль девальвируется при относительно высоких ценах на нефть, газ, золото, алюминий и ставке 21%, а что будет когда ставку начнут снижать?
По поводу роботизации — в 2022 году производительность труда упала на 3,6% (свежих данных пока нет).
Может ли фондовый рынок (экономика) расти в долларах, если национальная валюта падает к странам донорам рабочей силы?
Вышли данные по продажам новых пассажирских автомобилей в Европе за 2Q. Несмотря на общее падение рынка сегменту BEV удалось показать очередной рост в 11% к году. Доля BEV достигла 10% (7,5% во 2Q 2021).
Рекордными оказались продажи в Румынии +412%, Кипре +395% и Болгарии +185%. Это были последние страны в Европе которые еще не были затронуты бумом электромобилей.
Пока читатели смарт-лаба так сильно переживают как перезимует Европа не живя там (спойлер: ничего не случится) в США воздух становится с каждым годом все чище и чище и виной тому уголь. Посмотрим американскую статистику.
1,903,956 ГВт·ч — генерировалось из угля в 2001 году.
898,679 ГВт·ч — генерировалось из угля в 2021 году.
Так с 2001 г. угольная генерация сложилась более чем в 2 раза. А доля в общей генерации сократилась с 51% до 20%.
ВИЭ напротив росли, взглянем только на ветрогенерацию:
Когда 22 октября акции Tesla пошли обновлять свои очередные максимумы в Европе вышли данные по продажам новых автомобилей за 3-й квартал. Несмотря на общее падение рынка на 25% продажи новых электромобилей в натуральном выражении к прошлому кварталу даже увеличились, годовой рост составил 56%.
Q3 2021 vs. Q3 2020
BEV – 212,582 +56,7%
PHEV – 197,300 +42,6%
HEV – 449,506 +131%
Q2 2021 vs. Q2 2020
BEV – 210,298 +231,6%
PHEV – 235,730 +255,8%
HEV – 541,162 +213,5%
Q1 2021 vs. Q1 2020
BEV – 146,185 +59.6%
PHEV – 208,389 +175%
HEV – 469,784 +101.6%
Продолжился процесс активного вытеснения с рынка автомобилей на традиционных видах топлива.
С начала года доля продаж новых автомобилей на бензине и дизеле сократилась с 65% до 57%. Учитывая уже вышедшие данные о продажах за октябрь можно предположить, что четвертый квартал скорее всего станет для электромобилей рекордным как в натуральном так и в долевом выражениях.
Продажи электромобилей в Европе бьют рекорды. Когда это заметит рынок нефти?
23 июля ассоциация европейских производителей автомобилей (ACEA) опубликовала данные по продажам электромобилей в Европе за 2 второй квартал. Эти новости в России как правило проходят почти незамеченными хотя Европа является одним из основных покупателей российской нефти и нефтепродуктов.
Продажи электромобилей в ЕС:
Q2 2021
BEV – 210,298 +231,6%
PHEV – 235,730 +255,8%
HEV – 541,162 +213,5%
Q1 2021
BEV – 146,185 +59.6%
PHEV – 208,389 +175%
HEV – 469,784 +101.6%
Три главные рынка: Германия, Франция и Италия показывают уверенный рост несмотря на то, что инфраструктура зарядных станций еще только развертывается. Сокращенная таблица ниже показывает, что рост идет не только в ЕС.