IT-рынок в России продолжает развиваться. Особенно это касается разработчиков программных решений для финтех-компаний и банков, которые быстро адаптируются к потребностям рынка. В этой связи решил внимательнее рассмотреть новость о планируемом pre-IPO компании «Цифровые привычки».
Итак, «Цифровые привычки» — это поставщик и разработчик ПО для финансовой индустрии. Компания имеет положительный бэкграунд и успешно завершила 213 проектов. Подкупает то, что среди клиентов такие ведущие игроки отрасли, как Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк, Вконтакте и другие.
Многие инвесторы задаются вопросом: зачем крупным банкам обращаться за помощью извне, когда у них уже есть собственные мощные IT-отделы? Однако необходимо учитывать, что даже самые крупные организации могут испытывать недостаток экспертизы в определённых областях, поэтому привлечение внешних IT-решений становится стратегически важным шагом для достижения высоких результатов.
Компания «Цифровые привычки» разработала эффективные подходы к импортозамещению зарубежного программного обеспечения, что наглядно подтверждается ростом её финансовых показателей. Так, выручка по итогам 9 месяцев 2024 года увеличилась на 68%, достигнув 710 млн рублей.
На фоне бодро растущих показателей Сбера, который сопротивляется встречным ветрам, приходится изредка заглядывать и в отчетность «многолетнего невезунчика» ВТБ. Сегодня как раз такой случай.
Итак, чистые процентные доходы банка сократились за 9 месяцев 2024 года на 26% до 570,8 млрд рублей, а в 3-м квартале спад ускорился до 32,4% г/г. В итоге получилось собрать лишь 198,0 млрд рублей. Процентная маржа снизилась с 3,2% до 2,0%, а третий квартал вышел вообще с маржой 1,8%, и давление на маржу может продолжать нарастать.
Высокая ставка и требования ЦБ РФ по ликвидности вынуждают биться за привлечение депозитов и раздувают расходную часть. Процентные расходы увеличились за период в 2,3 раза до 2,4 трлн рублей за 9 месяцев 2024. Четвертый квартал точно будет не лучше!
Чистые комиссионные доходы выросли на 20% до 186,6 млрд рублей. Классическая попытка отыграть потери в процентной марже комиссиями. Кредитный портфель банка до вычета резервов растет с начала года на 13%. При этом просрочка по кредитам не растет.
Несмотря на замедление темпов роста инфляции, ЦБ сигнализирует нам о сохранении жесткой ДКП до конца года, как минимум. Ставка на сегодняшний день составляет 21%, однако банки в своей жажде привлечь «новые» деньги предлагает разместить депозиты под гораздо больший процент.
Традиционно такими премиями к ключу баловались небольшие банки. Но сейчас даже крупные банки в виде Сбера, ВТБ или Уралсиба предлагают доходности под 22%. А как получить еще больше доходности?
В этом нам поможет портал «Финуслуги» от Мосбиржи, который дает возможность не только сравнить все вклады и получить бонус в 5% для новых пользователей, но и найти доходности в 23% или даже в 27%. Максимальная выгода достигается при параметрах: 300 000 рублей на срок до 3 месяцев, но есть вклады и под более увесистый портфель.
Вот топ-4 предложения:
➡️ МКБ «Преимущество+» дает 23,5% на 6 мес.
➡️ Абсолют Банк «Биржевой» дает 22,1+5% на 3 мес.
➡️ Банк Дом.РФ «Надежный» дает 22,7+3,73% на 3 мес.
Банк России заявляет, что в декабре оставит ключевую ставку неизменной лишь в случае существенного замедления устойчивой инфляции и появления факторов более быстрого возвращения темпов роста цен к целевым значениям. Пока предпосылок для этого мало. Действительно, замедление недельной инфляции не выглядит убедительным.
Чуть позже от регулятора поступает еще одно заявление: «Та информация, которую мы последние пару недель слышим от бизнеса, предприятий и от банков, указывает на то, что в ноябре-декабре мы вполне можем увидеть замедление кредитной активности. И если эти сигналы будут подтверждены фактическими данными, то, конечно, совет директоров будет принимать решение 20 декабря, исходя из этого изменения в динамике кредита».
Что делать инвестору в облигации во времена такой неопределенности? Вероятно, самое безопасное – пересидеть в фонде ликвидности до чуть большей ясности. Если же хочется чуть большего, то флоатеры остаются наиболее актуальной историей, но не все.
Сбер в своих отчетах продолжает показывать силу своей бизнес модели. Хочу заглянуть в отчет по МСФО за 3 квартал 2024 года. Заодно решим, насколько интересен данный кейс в текущей ситуации.
Чистые процентные доходы выросли на 19,0% до 2,2 трлн рублей за 3 квартала. Розничный и корпоративный кредитные портфели продолжили расти на 12,4% и 13,9% с начала года соответственно. Растут и средства клиентов на счетах: средства физических лиц выросли на 15,0%, переток на депозиты продолжается. А у юрлиц прирост и вовсе +19,9% с начала года.
При этом чистые комиссионные доходы выросли на 10,5% за 3 квартала вслед за ростом объемов эквайринга и доходов от расчетно-кассового обслуживания. Банк продолжает «сортировать» новых клиентов, стараясь не пускать некачественных заемщиков в портфель. Совокупная стоимость риска (CoR) с 0,93% припала к 0,90%.
Отчисления в резервы выросли на 18,2% за 3 квартала, а конкретно в 3-м квартале 2024 начислили в 2,6 раза больше, чем в 3-м квартале в 2023 году. В целом, меня тут радует, что банк заранее подстилает солому на случай проблем и аккуратно работает с начислениями.
Российская IT-индустрия продолжает показывать стабильный рост по всем метрикам. Разработчик экосистемы корпоративных коммуникаций IVA Technologies представила операционные результаты за 9 месяцев 2024 года и провела День инвестора, анализ которых позволит понять нам перспективы компании.
Итак, выручка в отчетном периоде увеличилась на 52% до 1,4 млрд рублей. Доля отечественных разработчиков на рынке корпоративных коммуникаций увеличивается год от года, при этом только у IVA Technologies наиболее широкий продуктовый портфель и продвинутый функционал, что транслируется в высокие темпы роста бизнеса.
Анализ структуры выручки показывает значительный прирост доходов от сервисного обслуживания – более чем в два раза. При этом 28% доходов обеспечили новые продукты. Клиентская база увеличилась почти на треть, включая таких крупных новых клиентов, как Аэрофлот, Минсельхоз и Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Компания уверенно движется к завершению 2024 года с высокими результатами, что уже не вызывает сомнений у инвесторов. Теперь важно проанализировать среднесрочные перспективы эмитента, чтобы понять, какие факторы будут влиять на его развитие в ближайшие годы.
Компания Freedom Holding Corporation, котировки акций и финансовые результаты которой я уже давно отслеживаю, отчиталась за 2 квартал, завершившийся 30 сентября 2024 года, и за первые шесть месяцев 2025 фингода. Результаты, по моему мнению, заслуживают пристального внимания инвесторов.
В отношении динамики выручки компания во 2 квартале сработала, как всегда, на высоком уровне. Её консолидированная выручка за 2 квартал выросла на 33% в годовом выражении до $580,9 млн, а за 1 полугодие повысилась на 37% год-к-году до $1,032 млрд. Основную часть выручки эмитент получает от операций в Казахстане и Центральной Азии. 36% совокупной выручки Freedom Holding обеспечены процентными доходами её дочернего банка Freedom Bank Kazakhstan.
Бизнес компании в отчётном году стал более диверсифицированным, и новые подразделения приносят ей больше дохода, чем раньше. Так, доходы от страхового андеррайтинга показывают наиболее высокие темпы роста в сравнении с другими статьями выручки компании. Во 2 квартале 2025 финансового года доходы от страхового андеррайтинга в годовом выражении увеличились на 177% и составили $160,3 млн в связи с ростом клиентской базы в этом сегменте, которая увеличилась на 58%. В общей структуре выручки доля дохода от страховых услуг по итогам 2 квартала составила 28%.
Акции компании в моем инвестиционном портфеле занимают первую строчку по объему. Именно поэтому я с особым трепетом изучаю отчетность эмитента, и сегодня мы разберем отчет за 9 месяцев 2024 года, к которому у меня есть вопросы.
Итак, общая выручка компании за отчетный период выросла на 37% до 754,4 млрд рублей. Заметно снижение темпов роста. Особенно это связано с сегментом Поиска и портала. Несмотря на рост доли Яндекса на российском поисковом рынке на 1,7 п.п. до 64,9%, выручка прибавила всего 31%.
Слово «всего» слишком требовательно с моей стороны, ведь сегмент продолжает генерировать основную прибыль компании. Так, скорректированная EBITDA Яндекса по этому сегменту выросла на 26% до 155 млрд рублей. Выручка сегмента Электронная коммерция, Райдтех и Доставка подросла на 39% до 403,4 млрд рублей, и наконец перешла в плюсовую зону рентабельности по EBITDA в сумме 15,9 млрд рублей.
Выручка медиасервисов выросла за период на 43% до 66,3 млрд рублей, правда упала в два раза по скорректированной EBITDA до уровня 1,3 млрд. Сервисы объявлений и прочие бизнес-юниты подросли на 46% и 64% соответственно и все также генерируют убыток по EBITDA.
Друзья, рад представить вам очередное видео с фрагментом вебинара от 07 ноября, который я проводил для подписчиков ИнвестТема Premium. В нем я разобрал компанию АЛРОСА, ее тезисы с полей конференции Смартлаба, а также текущую ситуацию на алмазном рынке.
Тайминги:
00:00 Введение
00:27 Марафон по фин. грамотности
01:47 Алроса и её перспективы
04:27 Разбор рынка алмазов
10:59 Выводы
Если проблемы с YouTube, вы можете посмотреть видео на других платформах:
🎬 ВК Видео
🎬 Дзен Видео
🎬 Rutube
☕️ Заваривайте чаёк, готовьте печеньки и мы начинаем! Лайк тоже не забудьте прожать под видео 😉
Когда Henderson выходил на IPO, многие инвест-блогеры не верили в бизнес-модель компании, ссылаясь на сомнительные драйверы роста. Однако компания по-прежнему развивается темпами, превышающими отраслевые метрики. И сегодня на примере операционного отчета за 9 месяцев мы увидим, почему «аналитики» ошибались.
Итак, общая выручка Henderson за отчетный период выросла на 27% до 13,9 млрд рублей к уровню 2023 года и на 66,3% к 2022 году. Темпы роста внушительные и превышают динамику инфляции в стране. По заверениям IR-директора Константина Гедымина, Henderson в течение трех лет планирует удвоить свою выручку, подтверждая мой тезис из начала статьи.
Этого можно достичь не только за счет трансформации магазинов, и как следствия роста объемов продаж, но за счет увеличения цен на продукцию. Henderson заявил, что темпы его роста более чем в 2 раза превышают темпы роста рынка мужской одежды, а по данным исследования Fashion Factory School, цены на одежду российских брендов до конца 2024 года могут вырасти еще на 22% от текущих значений.