qxr1011

Читают

User-icon
195

Записи

155

Отрывак из книги В. Гроссмана "Всё течёт"

    • 29 ноября 2019, 18:21
    • |
    • qxr1011
  • Еще
 20
<br /><br />
   Прошли   годы,  улеглись  туман  и  пыль,  мешавшие  разглядеть  то,  что
совершалось.  То,  что  представлялось  хаосом,  безумием, самоистреблением,
стечением  нелепых  случайностей,  то,  что  своей таинственной, трагической
бессмысленностью  сводило  людей  с  ума, постепенно стало обозначаться, как
четкие, ясные и выпуклые черты новой жизни, новой деятельности.
   Судьба поколения революции начала раскрываться по-новому, логически, а не
мистически.  Только  теперь  Иван  Григорьевич  стал  охватывать  умом новую
судьбу страны, рожденную на костях погибшего поколения.
   Это  большевистское  поколение  сформировалось  в  дни  революции, в пору
гегемонии  идей  мировой  коммуны,  голодных  вдохновенных  субботников. Оно
приняло  на  себя  наследство  мировой и гражданской войны - разруху, голод,
сыпной  тиф, анархию, бандитизм; оно устами Ленина заявило, что есть партия,
способная  вывести  Россию  на новый путь. Оно приняло, не поколебавшись, на
себя  наследство сотен лет русского произвола, при котором десятки поколений
рождались и уходили, зная лишь одно право - крепостное.
   Большевистское   поколение   времен  гражданской  войны  участвовало  под
водительством  Ленина  в  разгроме  Учредительного  собрания и в уничтожении
революционно-демократических партий, боровшихся против русского абсолютизма.
   Большевистское  поколение  гражданской войны не верило в ценность свободы
личности, свободы слова и печати в рамках буржуазной России.
   Оно,  как  и  Ленин,  считало  куцыми,  ничтожными  те свободы, о которых
мечтали многие революционные рабочие и интеллигенция.
   Молодое государство сокрушило демократические партии, расчищая дорогу для
советского   строительства.   В   конце  двадцатых  годов  эти  партии  были
полностью  ликвидированы,  люди,  сидевшие  при царе в тюрьмах, вновь ушли в
тюрьмы, пошли на каторгу.
   В тридцатом году поднялся топор всеобщей коллективизации.
   Но  вскоре  топор  поднялся вновь. На этот раз удар пришелся по поколению
гражданской войны. Малая часть этого поколения сохранилась, но душа его, его
вера  в  мировую  коммуну, его революционная романтическая сила ушли с теми,
кто  был  уничтожен  в  1937  году.  Те,  что  остались  и продолжали жить и
работать, пристраивались к новому времени, к новым людям.
   Новые  люди не верили в революцию, они не были детьми революции, они были
детьми созданного ею государства.
   Новому   государству   не  нужны  стали  святые  апостолы,  исступленные,
одержимые  строители,  верующие  последователи.  Новому  государству даже не
слуги  стали  нужны, а всего лишь служащие. И тревога государства состояла в
том,  что  его  служащие  иногда  оказывались  очень  уж  мелким,  к тому же
жуликоватым народцем.
   Террор  и диктатура поглотили своих создателей. И государство, казавшееся
средством, оказалось целью! Люди, создавшие это государство, думали, что оно
средство  осуществления  их  идеала.  А оказалось, что их мечты, идеалы были
средством великого и грозного государства. Государство из слуги превратилось
в  угрюмого  самодержца. Не народу нужен был террор в девятнадцатом году, не
народ  уничтожил  свободу  печати  и  слова,  не  народу понадобилась гибель
миллионов  крестьян,  крестьяне  и есть большая часть народа, не народ набил
тюрьмы  и  лагеря в 1937 году, не народу понадобились истребительные высылки
в  тайгу  крымских  татар,  калмыков, балкарцев, обрусевших болгар и греков,
чеченцев  и  немцев  Поволжья,  не  народ  уничтожил свободу сеять, право на
рабочую  стачку,  не  народ  совершил  чудовищные  накидки  на себестоимость
товаров.
   Государство   сделалось   хозяином,   национальное   из  формы  перешло в
содержание   и   стало   сутью,   изгнало   социалистическое  в  оболочку, в
фразеологию,   в  шелуху,  во  внешнюю  форму.  С  трагической  очевидностью
определился  святой  закон жизни: свобода человека превыше всего; в мире нет
цели, ради которой можно принести в жертву свободу человека.


( Читать дальше )

речь Говарда Рорка — главного героя романа «Источник» Айн Рэнд.

    • 25 ноября 2019, 21:19
    • |
    • qxr1011
  • Еще

 

 

— Тысячи лет назад люди научились пользоваться огнем. Первый, кто это сделал, вероятно, был сожжен соплеменниками на костре, разводить который сам и научил. Вероятно, его приняли за злодея, имевшего дело с духами, которых люди страшились. Но потом люди освоили огонь, он согревал их, на нем готовили пищу, он освещал их пещеры. Они обрели непостижимый дар, завеса мрака была сдернута с земли. Прошли века, и родился человек, который изобрел колесо. Вероятно, его распяли на дыбе, строить которую он научил своих собратьев. Его изобретение сочли недопустимым вторжением в за­претную область. Но прошло время, и благодаря этому человеку люди смогли раздвинуть горизонты своих странствий. Он оставил им не­постижимый для них дар, открыл путь в широкий мир.

Такой первооткрыватель, человек непокорного духа стоит у ис­токов всех легенд, записанных человечеством с начала истории. Прометей был прикован к скале, хищные птицы раздирали его вну­тренности, потому что он украл у богов огонь. Адам был обречен на страдания, потому что вкусил плод древа познания. Какой миф ни возьми, люди всегда осознавали, что у истоков славы человеческого рода стоит кто-то один и этот один поплатился за свою смелость.



( Читать дальше )

Отрывок из Л. Фейхтвангера "Лже-Нерон"

    • 18 ноября 2019, 21:50
    • |
    • qxr1011
  • Еще
После аудиенции у царя Маллука Варрону стало ясно,  что  покуда  он  не склонит дочь свою Марцию на брак с «созданием», ему нечего и  помышлять  о серьезном успехе своей затеи. Со  дня  на  день,  вот  уже  целую  неделю, откладывал он неприятный разговор. Наконец он решился и приступил к делу.   

Белолицая, тонкая, строгая сидела перед ним Марция. Он завел разговор о том, о другом, ходил вокруг да около. Внезапно взял себя в руки.   

— Здесь появился человек, — начал он, — которого все Междуречье считает императором Нероном. Ты по всей вероятности слышала о нем. Он просит твоей руки.   

Марция не спускала глаз с его губ. Она  поняла  не  сразу.  И  вдруг  — поняла. Поняла, что отец спокойно, точно речь идет о приглашении на  ужин, предлагает ей спуститься на последнюю ступень унижения. Страх и отвращение охватили ее с такой силой, что на мгновение остановилось сердце. Но она не упала. Она сидела прямо; только побледнела и ухватилась  крепче  за  ручки кресла. Варрон давно умолк, а она все еще не проронила ни звука.  Она  все еще не спускала глаз с его губ,  точно  ждала,  что  с  них  сорвутся  еще какие-то  слова.  Варрон  взглянул  на  нее,  с  трудом  скрывая  гнетущее напряжение.   

( Читать дальше )

отрывок из В. Гроссмана " Жизнь и судьба"

    • 18 ноября 2019, 21:33
    • |
    • qxr1011
  • Еще
Познакомился он с Мостовским таким образом, — Иконников-Морж подошел к
Мостовскому и молча долго всматривался ему в лицо.
— Что скажет доброго товарищ? — спросил Михаил Сидорович и усмехнулся,
когда Иконников нараспев произнес:
— Сказать, доброе? А что есть добро?
Слова эти вдруг перенесли Михаила Сидоровича в пору детства, когда
приезжавший из семинарии старший брат заводил с отцом спор о богословских
предметах.
— Вопрос с седой бородкой, — сказал Мостовской, — о нем еще думали
буддисты и первые христиане. Да и марксисты немало потрудились над его
разрешением.
— И решили? — с интонацией, рассмешившей Мостовского, спросил
Иконников.
— Вот Красная Армия, — сказал Мостовской, — сейчас решает его. А в тоне
вашем, простите, содержится некий елей, нечто этакое, не то поповское, не
то толстовское.
— Иначе не может быть, — сказал Иконников, — ведь я был толстовцем.
— Вот так фунт, — сказал Михаил Сидорович. Странный человек
заинтересовал его.
— Видите ли, — сказал Иконников, — я убежден, что гонения, которые

( Читать дальше )

Я памятник воздвиг себе иной!.. (1962) Иосиф Бродский.

    • 18 ноября 2019, 20:35
    • |
    • qxr1011
  • Еще
Я памятник воздвиг себе иной!

     К постыдному столетию -- спиной.
     К любви своей потерянной -- лицом.
     И грудь -- велосипедным колесом.
     А ягодицы -- к морю полуправд.

     Какой ни окружай меня ландшафт,
     чего бы ни пришлось мне извинять, --
     я облик свой не стану изменять.
     Мне высота и поза та мила.
     Меня туда усталость вознесла.

     Ты, Муза, не вини меня за то.
     Рассудок мой теперь, как решето,
     а не богами налитый сосуд.
     Пускай меня низвергнут и снесут,
     пускай в самоуправстве обвинят,
     пускай меня разрушат, расчленят, --

     в стране большой, на радость детворе
     из гипсового бюста во дворе
     сквозь белые незрячие глаза
     струей воды ударю в небеса.
  

Стансы (1962)

    • 15 ноября 2019, 19:42
    • |
    • qxr1011
  • Еще
Иосиф БродскийСтансы (1962)
 
Книга: Иосиф Бродский. Стихотворения и поэмы
 




Е. В., А. Д.

     Ни страны, ни погоста
     не хочу выбирать.
     На Васильевский остров
     я приду умирать.
     Твой фасад темно-синий
     я впотьмах не найду,
     между выцветших линий
     на асфальт упаду.

     И душа, неустанно
     поспешая во тьму,
     промелькнет над мостами
     в петроградском дыму,
     и апрельская морось,
     под затылком снежок,
     и услышу я голос:
     -- До свиданья, дружок.

     И увижу две жизни
     далеко за рекой,
     к равнодушной отчизне
     прижимаясь щекой,
     -- словно девочки-сестры
     из непрожитых лет,
     выбегая на остров,
     машут мальчику вслед.

теги блога qxr1011

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн