Банки поставили на повышение ставок
Годовые ставки ROISFIX взлетели у ряда банков до 17%+, годовой IRS на ставку ЦБ тоже выше 17.2%. В общем-то рынок, хотя и не закладывает повышения ставки в июне, но настраивается на ужесточение в июле. Причем это вряд ли можно списать на ситуацию с ликвидностью – пока здесь структурный профицит около 1 трлн руб.
Если смотреть на инфляцию – то объективно нужно сказать, что она на несколько месяцев «залипает» в районе 6% ±, что обусловлено, отасти поствыборной индексацией цен ритейлерами (это видно по тому, что ускорение роста за апрель в непродах и продуктах без сезонных категорий товаров). В услугах, наоборот замедление, но общий рост цен все еще высокий, индексация тарифов 1 июля создаст дополнительный краткосрочный импульс, к чему добавится риск роста цен на продукты, связанный с заморозками. В итоге инфляция до осени вряд ли продемонстрирует какое-то замедление (скорее ускорение), а на конец года все же будет стремиться к 6%+ и вряд ли ниже.
Хотя доходы федерального бюджета в апреле были неплохими, рост очередной рост авансов сильно взвинтил расходы.
✔️Доходы в апреле составили 2.96 трлн руб. и выросли на 40.8% г/г, за первые 4 месяца года доходы составили 11.7 трлн руб. (50.1% г/г), из них:
🔸Нефтегазовые доходы в апреле 1.23 трлн руб. (+89.8% г/г), в сумме за 4 месяца 4.16 трлн руб. (82.2% г/г).
🔸Ненефтегазовые доходы в апреле составили 1.74 трлн руб. – здесь рост резко замедлился до 18.9% г/г, но в целом за 4 месяца они составили 7.53 трлн руб. (36.8% г/г)
✔️Расходы в апреле взлетели до 3.84 трлн руб., рост ускорился до 25.1% г/г, в целом за 4 месяца года расходы составили 13.17 трлн руб. и выросли на 21.5% г/г.
Минфин указывает:
«Несколько более ускоренное финансирование расходов в феврале-апреле 2024 года в том числе связано с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам»
Объективно, авансирование в этот раз похоже идет опережающими темпами, по крайней мере текущие расходы вытянули на ~35% ожидаемых годовых расходов бюджета (37.
Базовая потребительская инфляция в Китае составляет 0.7% г/г, которая в основном формируется в секторе услуг.
В товарном сегменте цены производителей практически не растут, здесь сохраняется эффект избыточных производственных мощностей, что приводит к достаточно низкой товарной инфляции на уровне 0.1% г/г по товарам краткосрочного пользования и дефляции -1.9% г/г в товарах долгосрочного пользования (в основном за счет автомобилей и электроники).
В целом слабый внутренний спрос на фоне избыточных производственных мощностей определяет динамику инфляции.
Банк России опубликовал первые оценки денежной массы за апрель, которая взлетела за месяц на 3.8% м/м и на 22.1% г/г, но сам ЦБ указал, что связано это отчасти с тем, что 28 апреля выходной и налоги платились не в апреле, а 2 мая. Поэтому до 2.5 п.п. месячного прироста денежной массы – это технический перенос уплаты налогов, с учётом этого фактора годовые темпы роста М2 видимо были близки к уровням марта.
Сберегательная активность населения остаётся высокой.
✔️ Срочные рублевые депозиты населения продолжают стремительно расти +3.1% м/м или +0.9 трлн руб., что говорит о том, что текущей ставки вполне достаточно для поддержания высокой склонности населения к сбережениям.
✔️ Объем наличных М0 в экономике подрос на +0.7% м/м, но это скорее отражение сезонности, годовой прирост упал до 3% г/г (ниже инфляции), а доля наличных в М2 зафиксировала новый минимум 16.2%, даже если делать скидку на искажение М2, доля наличных на исторических минимумах.
Ещё один важный момент — это продолжающееся снижение валютизации М2Х, которая упала до нового исторического минимума 12.
✔️Про авансирование: больше 30% требует обоснования, т.е. по сравнению с 2023 годом немного ужесточили. 6-7% расходов перераспределились с декабря на начало года.
✔️Про доходы: +2.7 трлн за счет цен на нефть ($71 за баррель), курса (90 руб./долл.) и изменений налогового законодательства (переход на НДД и пр.)… +3.2 трлн ненефтегазовые из которых существенная часть экспортные пошлины и возврат налогового кредита по страховым взносам.
✔️Про расходы связанные с реализацией послания Президента: сумма превышающая 1 трлн руб. ежегодно (близко к ожидаемому 1-1.5 трлн руб. в год, около 0.5-0.7% ожидаемого ВВП).
✔️ Про налоги: пока без комментариев, но есть предложения по НДФЛ и налогам на бизнес.
✔️Про бюджетное правило: $60 — достаточно пограничный уровень, Минфин предложения по ослаблению не поддерживает.
✔️Про долг: расходы по обслуживанию долга от общего уровня доходов в 2024 году увеличиваются до 6,5%, а в 2026 году — могут вырасти до 9,7%… рынок неликвидный, ставки высокие.
В среду Минфин разместил в очередной раз длинные ОФЗ 26243 с погашением в 2038 году, снова с ростом доходности до 13.55%, что на 40 б.п. выше уровней аукциона двухнедельной давности (13.15%) и на 82 б.п. выше аукциона месячной давности (12.73%).
Но, в отличие от двух предыдущих аукционов, Минфин не стал занимать много – всего на 28.3 млрд руб., хотя спрос был 79.4 млрд руб. То, что Минфин не стал гнаться за объемом любой ценой, может быть сигналом в пользу того, что занимать сильно дороже длину уже не очень хотят.
Минфин Японии в очередной раз выдал вербальные интервенции: курирующий валютный рынок замминистра финансов М.Канда произнёс дежурные «внимательно следим» за колебаниями валютного рынка (в Японии резервами управляет Минфин, а не ЦБ).
Помимо этого, Канда выдал: «Это не отражает фундаментальных принципов, и я чувствую в этом что-то странное». Хотя, конечно, если ЦБ откупает в неделю триллионы йен госдолга на баланс, проводя постоянную эмиссию йены, а ставки около нуля при внешних ставках около 5% и инфляции в йене 2-3% — это вполне себе фундаментальная история, особенно учитывая то, что значимо повысить свои ставки Банк Японии просто не может. И спекулятивная история, конечно тоже в этом есть – это хорошо видно по практически рекордной короткой позиции по фьючерсам на йену.
Ну а странного в этом точно ничего нет — в принципе рынок склонен играть против слабых ЦБ.
Так что, несмотря на триллионные резервы, Минфин Японии в достаточно слабой фундаментальной позиции против спекулятивных капиталов, по крайней мере пока его своим участием в интервенциях не поддержит ФРС, либо не развернется цикл ставок в США.