Избранное трейдера GVS
На смартлабе не так давно была статья «Лох как заказчик «околорынка» https://smart-lab.ru/blog/539725.php и «Лох на бирже: как он устроен» https://smart-lab.ru/blog/539955.php . В этих статьях автор описывает случай, который с ним произошел и делает выводы, которые мне очень близки. Александр Горчаков, в своих комментариях под первой статьёй, достаточно четко всё объясняет про адекватных и неадекватных клиентов. Я общался с многими людьми и хочу немного расширить описание как адекватных, так и неадекватных людей.
Оптимизм – главный враг.
Большинство людей живут в своей вселенной, они мечтатели, всем нужен позитив, надежда и т.д., без этого очень сложно существовать, то, что в массе своей это самообман и прожектерство — люди предпочитают не думать.
Возьмем эксперимент, который начал американский психолог Льюис Термен в 1921 году, а заканчивали другие ученые из Стэнфорда уже в наше время. Один из самых длительных экспериментов в истории психологии. Исследование очень интересное и во многом сенсационное, вкратце это исследование о продолжительности жизни людей в зависимости от различных факторов, кому нужно может загуглить. Книга «The Longevity Project» автор Ховард Фридман и Мартин Лесли.
Меня интересует только та часть, в которой описана зависимость продолжительности жизни от уровня оптимизма человека, я несколько раз когда-то слышал мимоходом такую фразу, актуальную на просторах нашей страны, где от сумы и от тюрьмы не зарекаются, что «пессимисты в лагере выживают лучше оптимистов». Для меня это было удивительно, а как же вера в лучшее будущее и т.д. Потом я наткнулся на этот эксперимент. Как оказалось, ярые оптимисты живут меньше всех, в первую очередь за счет своей самонадеянности, веры в удачу, а также отсутствию плана, а вот дольше всех живут те, у кого есть план, подходят ко всему рационально, не полагаются на удачу, осторожны. Безудержный энтузиазм оптимистов бесспорно является двигателем прогресса, но для них самих это движение нечасто даёт какие-то материальные плоды.
Биржа, всецело это подтверждает, человек может быть удачливым, периодически срывать куш, но рано или поздно, такой человек проиграет всё. Другой неудачлив, но осторожен и действует в соответствии с планом, такой человек, при прочих равных, рано или поздно добьётся своего, главное быть здоровым и избегать несчастных случаев)))
Недавно от скуки откликнулся я на одну вакансию. Называлась она как-то типа: «трейдер-преподаватель». И пошёл я на собеседование. Дай-ка, думаю, посмотрю, что у них там. Любопытно стало. Название школы называть не буду — неудобно всё-таки.
Пришёл… И, честно говоря, был очень удивлён. Двум вещам:
А) количеству людей. Их там было очень много. Видно, что продукт школы (т.е. курсы) пользуется очень большим спросом.
Б) стоимости курсов. Деньги не малые.
Я уже думал, те времена прошли, ан нет! Идут люди учиться! Я даже подумал, бл.., не открыть ли свою школу, раз это такое доходное дело…?
Прошёлся я немного по этой школе, полистал их книги, посмотрел фотографии учащихся… И, честно говоря, такая жалость меня охватила к этим людям… Вот 65-летний старик, с гордостью получающий диплом о прохождении обучения, вот молодой худощавый юноша в широкопалой рубашке, внимательно записывающий что-то в тетрадке. Вот тётка с лишним весом и лицом домохозяйки рассказывает кому-то в коридоре как купила сбер, а он падает...
В 90-е, когда начали появляться переведенные западные комедии и юмористические программы, обратил внимание на следующее. После каждой шутки, даже не смешной, за кадром звучал записанный примитивный ржач (смехом это назвать было трудно). Задавался вопросом. Для чего это делают? Неужели это работает?
Оказывается, что «да». Создатели программ давно поняли, что смеющиеся люди делают шутки более смешными и для аудитории. Так работает принцип «социального доказательства». Согласно этому принципу, мы решаем, что является правильным, выясняя, что считают правильным другие люди.
В большинстве областей этот принцип является нашим союзником. Когда мы повторяем за действиями окружающих, меньший шанс ошибиться. Или нелепо выделиться, подвергаясь критике большинства. Мы смеемся над шутками, которые смешны окружению. Следуем моде, стараясь покупать одобренные большинством вещи и услуги. В этом поведении нет ничего странного. Это вполне рациональная линия поведения, уберегающая нас от излишних трат времени, усилий и финансов.