Избранное трейдера Фыва
Пролог.
В одной из книг Чжуан-цзы рассказывается, что, когда ученик Конфуция увидел садовника, несущего воду для полива своих грядок, которую он каждый раз доставал из колодца, опускаясь в него вместе с сосудом, он спросил его, не хочет ли он облегчить свою работу. «Каким образом?» — опросил садовник. Ученик Конфуция ответил: «Надо взять деревянный рычаг, передний конец которого легче, а другой конец тяжелее. Тогда можно легко черпать воду из колодца. Такой колодец называется колодцем с журавлем». Садовник, который был мудрецом, сказал: «Я слышал, как мой учитель говорил, что если человек пользуется машиной, то он все свои дела выполняет, как машина. У того, кто выполняет свои дела, как машина, образуется машинное сердце. Тот же, у кого в груди бьется машинное сердце, навсегда теряет чистую простоту».
<<<… В течение двух или трех поколений довольно многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди. То, что вообще может быть сказано о духовном и нравственном значении труда, на их труд уже не распространяется. Ставшая обычной сверхзанятость современного человека во всех слоях общества ведет к умиранию в нем духовного начала. Косвенно он становится жертвой этого уже в детстве. Его родители, поглощенные жестокими трудовыми буднями, не могут уделять ему нужного внимания. В результате для него оказывается безвозвратно утраченным нечто органически необходимое для его развития. Позже, сам став жертвой перенапряжения, он все больше испытывает потребность во внешнем отвлечении. Для работы в оставшееся свободное время над самим собою, для серьезных бесед или чтения книг необходима сосредоточенность, которая нелегко ему дается. Абсолютная праздность, развлечение и желание забыться становятся для него физической потребностью. Не познания и развития ищет он, а развлечения - и притом такого, какое требует минимального духовного напряжения.
Склад ума миллионов этих разобщенных, но способных к сплочению людей оказывает обратное воздействие на все институты, призванные служить образованию, а следовательно, и культуре. Театр уступает место кабаре, а серьезная литература - развлекательной. Журналы и газеты вынуждены во все большей степени мириться с тем фактом, что они могут преподносить что-либо читателю лишь в предельно доступной форме. Сравнение средних уровней нынешней периодики и периодики пятидесяти - шестидесятилетней давности показывает, как сильно прессе пришлось измениться в этом отношении.
...
В сколь сильной степени бездумье стало для человека второй натурой, видно хотя бы из характера его обычных общений с окружающими людьми. Ведя разговор с себе подобными, он следит за тем, чтобы придерживаться общих замечаний и не превращать беседу в действительный обмен мыслями. Он не имеет больше ничего своего и даже испытывает в некотором роде страх, что от него может потребоваться это свое.
...
Так из-за специфических особенностей нашего труда мы утратили присущее нам духовное начало и нашу индивидуальность в той мере, в какой возросли материальные достижения общества. И здесь мы видим в действии трагический закон, согласно которому выигрыш в одном сопряжен с потерей в другом.
Несвободный, разобщенный, ограниченный современный человек одновременно находится под угрозой стать негуманным. Нормальное отношение человека к человеку стало затруднительным для нас. Постоянная спешка, характерная для нашего образа жизни, интенсификация взаимного общения, совместного труда и совместного бытия многих на ограниченном пространстве приводит к тому, что мы, беспрестанно и при самых разнообразных условиях встречаясь друг с другом, держимся отчужденно по отношению к себе подобным. Обстоятельства нашего бытия не позволяют нам относиться друг к другу как человек к человеку.
Навязанное нам ограничение в деятельности, присущей человеческой природе, носит настолько универсальный и систематический характер, что мы привыкаем к нему и уже больше не воспринимаем наше безликое поведение как нечто противоестественное. Мы уже не страдаем от того, что в таких-то и таких-то ситуациях не можем больше проявлять подлинно человеческое участие к своим ближним, и в конечном счете деградируем к отречению от истинно человеческих отношений и там, где они возможны и уместны.
Мы утрачиваем чувство родства со своим ближним и скатываемся таким образом на путь антигуманности. Когда исчезает сознание, что любой человек нам в какой-то мере небезразличен как человек, тогда расшатываются устои культуры и этики. Регресс гуманности в этом случае является лишь вопросом времени.
И действительно, уже в течение жизни двух поколений обитают среди нас во всей своей отвратительной наготе идеи законченной негуманности, подкрепленные авторитетом логических принципов. В обществе сложились взгляды, уводящие индивидов от гуманности. Присущее человеку от природы участливое отношение к ближнему исчезает. На смену ему приходит проявляющаяся в более или менее разнообразных формах абсолютная индифферентность. Всячески подчеркиваемые в отношении незнакомых людей высокомерие и безучастность уже не воспринимаются как проявления внутренней неотесанности и грубости, а квалифицируются как светское поведение. Да и само наше общество перестало признавать за всеми людьми, как таковыми, человеческую ценность и человеческое достоинство. Определенная часть человечества стала для нас человеческим материалом, вещами. Если десятилетиями среди нас со все возрастающей легкостью могли говорить о войнах и завоеваниях, словно речь шла только о столкновениях на шахматной доске, то это предопределялось лишь внедрением всеобщего убеждения, что человеческие судьбы - это ряды цифр, определенный статистический материал, не больше. Когда разразилась война, для укоренившейся в нас негуманности открылось широкое поле проявления. А сколько всяких дикостей — утонченных и откровенно оголтелых — в отношении цветных народов выдавалось в нашей колониальной литературе последних десятилетий и в наших парламентах за разумные истины и в таком виде усваивалось общественным мнением! Двадцать лет назад в парламенте одной из стран Европейского континента было как должное воспринято даже выступление, в котором о массовой гибели депортированных негров от голода и эпидемий говорилось как о «падеже», словно речь шла о скоте.
В современном преподавании и в современных школьных учебниках гуманность оттеснена в самый темный угол, как будто перестало быть истиной, что она является самым элементарным и насущным при воспитании человеческой личности, и как будто нет никакой необходимости в том, чтобы вопреки воздействию внешних обстоятельств сохранить ее и для нашего поколения. В прошлом все было по-иному. Дух гуманности господствовал тогда не только в школе, но и в литературе, даже приключенческой. Робинзон Крузо в известном романе Дефо непрестанно размышляет над проблемой гуманности. Он чувствует такую ответственность за торжество принципов гуманности, что даже в ходе самообороны неизменно руководствуется соображением, как бы поменьше загубить человеческих жизней, и настолько подчиняет себя служению этой идее, что она придает смысл всей его полной приключений жизни. Можно ли среди нынешних сочинений этого жанра отыскать хоть одно, столь пронизанное духом человечности?
...
Поглощение современного человека обществом, поистине единственное в своем роде, - это, пожалуй, наиболее характерная черта его сущности. Недостаточное внимание к самому себе и без того уже делает его почти патологически восприимчивым к убеждениям, которые в готовом виде вводятся в обиход обществом и его институтами. Поскольку к тому же общество благодаря достигнутой организации стало невиданной ранее силой в духовной жизни, несамостоятельность современного человека по отношению к обществу принимает такой характер, что он уже почти перестает жить собственной духовной жизнью. Он уподобляется мячу, утратившему свою эластичность и сохраняющему вмятину от любого нажима или удара. Общество располагает им по своему усмотрению. От него человек получает, как готовый товар, убеждения - национальные, политические и религиозные, — которыми затем живет.
...
Мы еще не прониклись сознанием нашей духовной нищеты. Из года в год неуклонно совершенствуется распространение коллективных мнений при одновременном исключении индивидуального мышления. Практикуемые при этом методы достигли такого совершенства и получили такое признание, что отпадает необходимость предварительно оправдывать любую попытку внедрить в общественное мнение даже самую бессмысленную идею, когда она представляется уместной.
...
С отказом от независимости своего мышления мы утратили — да иначе и быть не могло - веру в истину. Наша духовная жизнь дезорганизована. Сверхорганизованность вашей общественной жизни выливается в организацию бездумья.
Отношения между индивидом и обществом подорваны не только в интеллектуальном, но и в этическом плане. Отрекаясь от собственного мнения, современный человек отказывается и от собственного нравственного суждения. Чтобы признать хорошим то, что общество словом и делом выдает за таковое, и осудить то, что оно объявляет дурным, он подавляет рождающиеся в нем сомнения, не проявляя их ни перед, другими, ни перед самим собой. Нет побуждения, над которыми не восторжествовало бы в конечном счете его чувство принадлежности к коллективу. В результате он подчиняет свое суждение суждению массы и свою нравственность нравственности массы.
Особенно склонен он извинять все бессмысленное, жестокое, несправедливое и дурное в действиях своего народа. Подавляющее большинство граждан наших бескультурных культурных государств все меньше предаются размышлениям как нравственные личности, дабы не вступать беспрестанно во внутренние конфликты с обществом и заглушать в себе все новые побуждения, идущие вразрез с его интересами.
Унифицированное коллективное мнение помогает им в этом, поскольку оно внушает, что действия коллектива должны измеряться не столько масштабом нравственности, сколько масштабом выгоды и удобства. Но в результате становятся ущербными их души. Если среди наших современников встречается так мало людей с верным человеческим и нравственным чутьем, то объясняется это не в последнюю очередь тем, что мы беспрестанно приносим свою личную нравственность на алтарь отечества, вместо того чтобы оставаться в оппозиции к обществу и быть силой, побуждающей его стремиться к совершенству.
Итак, не только между экономикой и духовной жизнью, но также и между обществом и индивидом сложилось пагубное взаимодействие. В век рационализма и расцвета философии общество давало опору индивиду, вселяя в него глубокую уверенность в торжестве всего разумного и нравственного, которую оно неизменно рассматривало как нечто само собой разумеющееся. Людей того времени общество поднимало, нас оно подавляет. Банкротство культурного государства, становящееся от десятилетия к десятилетию все более очевидным, губит современного человека. Деморализация индивида обществом идет полным ходом. ...>>>
Альберт Швейцер (1875--1965), из книги «Культура и этика»(1923).
Существует ажиотаж вокруг трейдинга. Одни рекламируют его как способ быстро разбогатеть, а другие утверждают, что это невозможно. Есть множество трейдеров во всем мире, которые успешно торгуют, зарабатывая себе на жизнь, поэтому правда лежит где-то посредине. Если вы задумались над тем, чтобы стать трейдером, то стоит сначала уделить время и прочесть приведенный ниже список, чтобы узнать немного больше о том, чего можно ожидать, если вы все же решите выбрать этот путь.
S&P 500 на месте, минус 0.03%. STOXX Europe 600 +0.3%, индекс ММВБ минус 0.7%, долларовый РТС упал на 2.6%. Брент снизился до 47.8 долл. за барр.
Главным событием пятницы для мировых рынков следует считать “job report” от Бюро трудовой статистики (BLS) США, который выходит по пятницам, после завершения каждого месяца. Этот отчет регулярно вызывает заметные движения на рынках акций и валютных курсах. Вот и на этот раз, выход отчета привел к росту доллара к большинству валют мира, а курс USD-RUB скакнул с ~63.5 до ~64.5 руб./долл. Причина влияния отчета в том, что он является важнейшим для определения денежной политики ФРС.
Чтобы понять причины такого влияния сделаем довольно длинное теоретическое и историческое отступление. Еще сравнительно недавно — до краха Бреттон-Вудской системы в 1971-1973 гг. — почти все валютные курсы были привязанными к друг другу или к золоту, и это приводило к негативным последствиям в экономике, поскольку требовало проциклической денежной политики. Сейчас почти все развитые страны мира имеют плавающие валюты, и к этому же склоняется развивающийся мир.
Понять это лучше на примере. Предположим, есть страна с фиксированным курсом, условия торговли которой сначала резко улучшились (цена на основной экспорт страны, выросла, например, на нефть). Страна будет испытывать бум, в ней возрастут прибыли и доходы, она будет покупать больше импорта. Будут расти реальные и номинальные зарплаты (как росли в РФ в “нулевые” годы).
Пусть, затем цена на нефть (или другой товар) упадет, но по условиям фиксации обменный курс остается прежним. Тогда зарплаты окажутся слишком высокими к сложившимся условиям — жители по-прежнему смогут покупать много импорта, притом что доходов от экспорта уже не хватает. Возникнет давление по платежному балансу. Какое-то время центробанк может покрывать разницу, проводя интервенции, но их не хватит на слишком долго. Тогда у центробанка будет две возможности. 1) Если он хочет сохранить валютный курс на прежнем уровне, нужно провести дефляцию в стране. 2) Либо, он может отказаться от фиксации и девальвировать курс, что позволяет ему не обваливать экономику высокими ставками.
Дефляция — первый вариант весьма затруднителен. Он предполагает снижение номинальных доходов и зарплат в стране так, чтобы они приспособились под новые условия торговли. То есть, в реальных и номинальных деньгах население и бизнес должны стать беднее так, чтобы они больше не могли себе позволить покупать столько же импорта, как раньше.
В экономике, в которой внешние условия (валютный курс) зафиксированы, приспособление может быть достигнуто только через изменение внутренних цен (доходов и зарплат). Технически это достигается повышением процентной ставки вызывающей безработицу и создающей давление на зарплаты. Если изменения условий внешней торговли слишком негативные, то и вызываемая дефляция должна быть большой.
Но вот проблема — почти любое правительство, даже в недостаточно демократических странах, вынуждены учитывать мнение населения (кроме случая тоталитарных стран). Если безработных слишком много, а экономические лишения слишком тяжелые, то правительство не переизберут. В авторитарных странах может случиться революция. Вот поэтому слишком жесткая привязка трудно реализуема из соображений политэкономии. Страна рано или поздно будет вынуждена девальвировать валюту, то есть выдержать фиксированный курс все-равно не удастся.
Давление к девальвации будет очень большим, если открыт счет капитала. Если жители страны (включая бизнес страны) распознают возможность девальвации, они будут переводить средства из национальной валюты за рубеж, что резко ускорит давление платежного баланса на запасы центробанка и еще быстрее истощит его резервы.
Некоторое спасение может оказать общий запрет на конвертацию, то есть, если есть ограничения по счету капитала (такие, как действуют в Китае). Тогда давление будет оказываться лишь по линии экспорта и импорта, являющиеся более предсказуемыми. Но вот еще одна беда — в рыночной экономике бизнес довольно быстро научается маскировать трансграничные движения капитала под счет текущих операций. Для вывода средств за рубеж можно завышать цены импорта или занижать цены экспорта. Контролировать рыночную экономику теоретически можно, но надо вводить штрафы и наказания, а также садить большую армию чиновников по валютному контролю. Но это, очевидно, коррупциогенный путь. Есть сведения, что даже сейчас из Китая бизнес выводит средства.
В итоге — страны с фиксированной валютой рано или поздно девальвируют, и это происходило со всеми, включая США, и страны Европы. Вот отличный и свежий пример. В пятницу казахский тенге показал обвал уже больший по масштабам (+101%), чем у рубля (+196%), если брать за точку отсчета конец 2013 г. (которым мы нормализовали курсы на графике). Казахстан жил в ситуации с жесткой привязкой к доллару, при этом имеет открытые в таможенном союзе границы (что позволяет заводить капиталы из РФ и в РФ обратно “маскируя” их по счету капитала). В итоге, был вынужден отказаться от режима привязки и перейти к плавающему курсу (что было объявлено в августе, вместе с девальвацией). Сейчас Казахстан переживает то, что переживала РФ на рубеже 2014/2015 гг. — бегство от национальной валюты. Легко предсказывать, что их центробанку придется повышать процентную ставку, дернув стоп-кран, как это сделал Банк России в декабре. Процесс уже идет, трехмеячный KazPrime был на 6.5% до осени 2014, сейчас — на 13.5% и мы думаем, что это еще не предел.
История Казахстана показывает, что жесткая привязка валюты ни от чего не спасает. У людей может быть какое-то время иллюзия, что ситуация стабильна, но потом происходит обвал. График выше показывает, что курс тенге не принципиально отличается от рубля.
В общем, мы ведем к тому, что по-настоящему фиксированные курсы несовместимы с демократией. Эта убедительно доказывается Барри Айкенгрином в книге “Globalizing capital”. Именно по этой причине мы считаем совершенно дурацкой идеи С. Ю. Глазьева о
На прошедшей неделе наиболее заметным рыночным движением было укрепление доллара. Здесь свою роль вначале сыграло выступление главы ФРС Джанет Йеллен, в котором отмечалась увеличивающуюся решимость ФРС по поднятию ставки уже на декабрьском заседании. А в пятницу в США вышла статистика по рынку труда и она производит на рынки положительное впечатление. Заметно выросли уровни зарплат, процент безработных снизился до рекордного уровня в 5%, а число новых рабочих мест подскочило на 271 тысячу. И хотя происходит рост занятости в основном за счет лиц преклонного возраста, рынок воспринял вышедшую информацию как дополнительный аргумент для поднятия ставки. В результате оцениваемая рынком вероятность повышения ставки в декабре к концу недели возросла до 69,8%, хотя еще месяц назад вероятность повышения ставки на декабрьском заседании ФРС оценивалась лишь в скромные 4,6 процента. Финансовые власти готовят рынок к неизбежным шагам по ужесточению финансовой политики, да и сам рынок все более склоняется к такому варианту развития событий. В частности ястребиными ожидаются предстоящие выступления представителей ФРС и на текущей неделе. (Впрочем, тон выступлений и ожидания рынка в будущем еще могут измениться за оставшийся до заседания ФРС месяц).