Блог им. M2econ
Часто читаю в комментариях, что, мол, нынешний рост «не такой», потому что происходит за счёт роста «бесполезных» военных расходов.
Во-первых, за счёт тех или иных расходов правительства рост не происходит. Потому что правительство не может добавить денег в экономику. Оно может только сначала изъять (в виде налогов, например), потом добавить.
Добавление денег происходит исключительно за счёт действия банковской системы во главе с ЦБ. У ЦБ здесь ключевая роль.
«Бесполезных» расходов не бывает. Если вы сходили на концерт или спектакль, то хлеба, одежды или ещё чего-то материального у вас больше не стало. Но это часть экономики. Нематериальная часть.
Даже если некий богач построил себе шикарный дворец, который назавтра сгорит в пожаре, то и это (пожар) для ВВП безразлично — ВВП растёт: рабочие получили зарплату за работу, идут тратить эти деньги на хлеб, одежду, концерты и т.п.
Иллюстрация: чучело масленицы. Люди платят за то, чтобы его сжечь.
Ориентироваться в моих статьях, заметках и видео удобно через НАВИГАТОР
Более полный перечень статей с разбивкой по темам есть ЗДЕСЬ.
___
Раньше всего материалы публикуются в Дзен и Телеграм
Телеграм: https://t.me/m2econ
Дзен: https://zen.yandex.ru/m2econ
Подписывайтесь!
Буду благодарен вам за лайки и комментарии
Ну а что касается денег, то тут и вовсе не все однозначно, эмиссия может идти и без роста и наоборот эмиссия может отсутствовать при росте, обычно это приводит к перекосам (но далеко не сразу и не всегда), ну а рыночная экономика так или иначе эти перекосы уравновешивает (в частности излишнюю эмиссию — излишней инфляцией).
Если государство купило еду, чтобы кормить детей в школе обедами, то оно потом в желудки школьникам тоже не залезает, чтобы еду оттуда добыть и продать.
Да, это потраченные деньги. Да, продать это невозможно.
В чём вопрос?
Вы хотели, чтобы государство что-то обязательно продавало. Сейчас это уже не обязательно?
Во-первых, если в стране (как у нас в 1990-е) ЦБ ведёт гнилую политику и реальная денежная масса (= реальный спрос) сокращается, то мосты простаивают, заводы тоже. Люди — уезжают или спиваются.
===
Во-вторых, нарисуйте мысленно другую цепочку:
— рабочий на оборонном заводе получил повышенную зарплату,
— стал покупать больше товаров.
— Производитель товаров понял, что его завод загружен на 100% и
— построил рядом новый завод.
И вот это и есть настоящая магия…
Ну вообще-то ВВП в национальной валюте это
— расходы населения;
+
— расходы фирм, включая госфирмы, без учёта выплат сотрудникам и налогов;
+
— расходы бюджетов всех уровней (не только государственного);
+
— сальдо торгового баланса по курсу национальной валюты.
Ну конечно статистика показывает, что максимальный показатель в ВВП первый, но и третий есть.
Или ещё вариант. Деньги из бюджета выделили на что-то, но их разворовали. Расход? Если ли рост ВВП при этом?
В общем, методология расчёта нуждается в корректировке.
Если у вас украли 10 тыс., и воришка их потратил, то экономике это безразлично — она выросла.
Что касается «сгорело» — надо отличать ВВП и накопленное богатство.
ВВП, грубо, это аналог ежемесячной зарплаты.
Накопленное богатство: это то, что у вас за годы жизни на эту зарплату куплено (квартира, машина...).
Сгорает накопленное богатство. ВВП сгореть не может.
Почитал комменты и офигел. Какая же каша в голове у местной публики, кто-то даже не понимает что такое продукт и даже внутренний… страшно спрашивать что для них означает валовый))) с вашей позицией согласен. Терпения вам
Тут вопрос куда пошли эти деньги. Если на безналичный обмен на валюты других стран и на счета в банки этих стран или наличку под кроватью неважно в чьей валюте, то это минус для ВВП, а если на расходы в России, то все равно плюс к ВВП.
А эту методику расчета ВВП разработали США после второй мировой и навязали ее всем странам, кому давали деньги. Поэтому и СССР перешел на этот расчет только при Горбачеве, а до него просто пересчитал по тем данным, которые нашли в госстатистике.
И отклонили не из-за претензий, а из-за ограничений на прием служащих, а организации КПСС ВШ КГБ надо было принимать не только слушателей, но и старших сотрудников. Передо мной даже извинились и все это рассказали, когда выдавали отклонение.
Единственная партия в которой был — это ДВР с момента создания в 1994-м, но и оттуда вышел в сентябре 1995-го из-за несогласия с позицией по Чечне.
А штаты после Рузвельта посчитали, что так считать неправильно и придумали расходный расчет.
Ой, забыл ещё из магазинов картошку, морковь, свеклу, капусту, лук (не зелёный, зеленый с рынка), рис и гречку. Самое смешное, что в 1988-1991 + макароны- это состав заказов, которые можно было купить в КГБ каждый месяц за госцены.
Ну у меня отец получал столько еще во второй половине 70-х, если складывать с премиями. Но он, в отличии от меня, не был военнослужащим, поэтому такой доход достиг к 40 годам, а не как я к 25-ти. У меня же из 370, 130 — это было за звание старшего лейтенанта и ещё 20 за секретность и только все остальное — это оклад старшего научного сотрудника. 220 руб. в 80-е это был оклад старших научных сотрудников не только в КГБ, но и во всех НИИ.
Но экспертные оценки есть и по предыдущим годам. См., например, Фишера (второй график) www.nber.org/system/files/chapters/c6021/c6021.pdf .
Если в иностранной валюте кто-то хранит «под кроватью», то рубли из оборота не вышли. Ведь если Вася купил у Пети валюту за рубли, рубли «под кроватью» не оказались. Они оказались у Пети, который их тратит и из оборота не изымает.
Да и денежная масса от подобных госрасходов растет. Ибо предприятия получившие госзаказ и аванс по нему будут кредитоваться.
производители отвечают на это ростом предложения и/или ростом цен
Если уж стимулировать экономику вливанием денег на потребительский рынок, то гораздо эффективнее поднять пенсии. Все таки потребление пенсионеров более ориентировано на отечественные товары.
Да и ВПК оттягивает трудовые ресурсы из «гражданского» производства, а их нынче не хватает.
Andrew_Kl, если человек получал 30 тысяч, а сейчас получает 200 тысяч в месяц, то его покупательная способность растёт, даже если цены растут на 10 или 15% в год.
===
Проблемы в отдельных отраслях не являются препятствием для роста экономики. Грубо: если нет автомобилей, люди купят квартиры или отправятся в путешествие по стране. См. dzen.ru/b/Y9Q700K8pnQD-NLc
===
Производители будут думать о расширении производства (= об инвестициях в расширение производственных мощностей) только при условии роста спроса.
Если спрос не растёт, то и инвестиции не имеют смысл. См. этот небольшой фельетон: dzen.ru/a/Xc-zVwqunTpFmsGh
===
Импорта бояться не надо. Просто представьте: если мы не импортировали ничего, то весь наш экспорт превращается в работу за «зелёные бумажки». А если импортировали на эти бумажки мобильные телефоны или что-то ещё, то хоть какой-то прок с нашего экспорта.
Конечно из-за конкуренции некоторый рост зарплат будет по всей экономик, но производительность труда не вырастет. А низкая производительность труда — одна из проблем нашей экономики.
«если нет автомобилей, люди купят квартиры или отправятся в путешествие по стране». Нет не автомобилей, а производства автомобилей. Т.е. стимулируется не производство, а импорт.
Насчет «боязни импорта» — дело не в том, что его надо или не надо боятся. А в том, что стимулировать его не самый лучший путь. Особенно при падающем экспорте.
«Если спрос не растёт, то и инвестиции не имеют смысл.» это тоже правда )). Но в нынешних условиях спрос и так выше предложения во многих областях. И дополнительно его стимулировать скорее зло. Как пример — та самая льготная ипотека, когда стимулирование спроса оказалось выше, чем возможности роста отрасли. Возможности инвестирования всегда ограничены, а в нынешней ситуации исхода части инвесторов это более чем актуально.
Это уж не говоря о том, что ВПК тоже оттягивает на себя инвестиции. В общем, будь у нас кризис перепроизводства, дополнительное стимулирование спроса было бы благом, а сейчас это зло.
Потом подумайте про смежников ВПК. Тут скорее симуляция расширения спроса, а не стимуляция. Такие финты обычно аукаюца.
Andrew_Kl, да, я женился в 1983, двое детей было уже в 1987. Прекрасно помню те времена.
И павловскую реформу тоже.
Но ущерб, нанесённый павловской реформой — это цветочки по сравнению с тем, что сделали «младореформаторы» в 1990-х.
Можете здесь посмотреть: senib.livejournal.com/4020.html
Или про реформу Павлова: dzen.ru/a/YCE-0Lc8Rg9sFvXF
Вы спрашиваете: «Но к чему здесь обсуждение реформ 90-х?»
Всё просто. К этим вашим словам: "... и до 90-х и Гайдара ситуация в экономике была аховая. Тотальный дефицит. Пустые полки. Очереди за многими товарами на месяцы. И это «заслуга» именно СССР."
===
Вы сами попытались снять с Гайдара ответственность за 1990-е и переложить её на СССР.
Сергей Блинов, почву для развала заложили еще в СССР. Страна подошла к 90-м просто банкротом и абсолютно неконкуретноспособным… Поэтому и не справилась. Вот представьте гипотетически: есть какой-нибудь завод, директор которого пиз… т нещадно. Оборудование не обновляет, в развитие не вкладывает. Но рабочим худо ли бедно что-то платит. В итоге через 5 лет он уходит, на его место приходит другой и понимает, что на заводе — жопа! И чтобы он продолжил существовать, надо резать расходы, увольнять часть людей и другие непопулярные меры. В итоге, для обычного не особо понимающего работяги, какая мысль будет основной? Вот мол пришел новый директор и все развалил. При предыдущем-то вон у нас все нормально было. А по факту, именно предыдущий и подвел завод к такому состоянию.
Ну а теперь экстраполируйте это на всю страну… Гайдар и ко, безусловно, сделали много чего неправильно. Но без этого жутко тяжелого перехода просто невозможно было. Никак. Как говорят в таких ситуациях, было плохое и очень плохое решение. Выбор так себе...
===
Главная причина мне понятна: зажим денежной массы.
Есть очень понятное сравнение: dzen.ru/a/XdLuvg4xFT-BwYsK
Ну и что? Это обычная в экономике ситуация.
===
О возможности производителю наращивать цены: эти возможности ограничены конкуренцией с другими производителями.
Кроме того, мы подчёркиваем, что должен расти не номинальный спрос, а реальный, то есть, уже после корректировки на рост цен.
Кстати, инфляция учтена? Данные по новым территориям не включены ?
И потом, может сравнивать производство в натуральных величинах год к году? Так производство э/энергии с 2021 года по 2023 увеличилось всего на 1,3 %. Откуда такой безумный рост остального?
Andrew_Kl, да, сейчас и промпроизводство, и выпуск базовых отраслей (кроме промпроизводства включает с.х., строительство, торговлю), и ВВП в целом выше, чем в 2021 году.
Немного забегаю вперёд (позже это будет в моём еженедельном макрообзоре), но приведу пару графиков.
Это выпуск базовых отраслей.
А это ВВП:
Второй график отсюда: t.me/m2econ/4666
rosstat.gov.ru/storage/mediabank/44_27-03-2024.html
Попробуйте скопировать как текст и вставить в строку браузера.
Что-то при переходе со смарт-лаба происходит, глюк какой-то.
ссылка рабочая, проверил.
Инвестировать когда пушки гремят это спекулятивные истории, а вот если спрос обозначить, тогда клюнут инвесторы в реал.сектор.
Если коротко — военные расходы для экономики всегда зло. К сожалению, зачастую, зло необходимое.
В таких условиях не будет перекосов цен о которых вы говорите. Если потребитель понимает, что нет необходимости срочно чесать репу в вопросах сохранности покупательной способности его доходов, регулятор гарантирует, то нет ажиотажных решений в расходах. Покупатель квартиры спокойно подкопит и кредит ему не понадобится.
Эта секторальная волатильность, пузыри и прочие прелести, корнями в разбалансированных решениях властей создающих условия в экономике.
Правильная экономическая политика, позволит вместе с пушками зарядить и бетономешалки!))
И тому есть примеры — например неадекватный рост цен на недвижимость, авто, бытовую технику и электронику в последнее время. И это при высокой ставке ЦБ, против которой, кстати, выступает Блинов.
И которая снижает давление на потребительский рынок.
Кроме ваших убеждений о неминуемом росте цен на пути расширения спроса, у нас имеются факты обратной зависимости. Спрос 1999-2008 расширялся, а цены не росли, а снижались.
Качественное расширение спроса вы просто не умеете готовить.)
Цены в 1999-2008 году росли. Посмотрите инфляцию в те годы. Так что это не убеждение, а факты.
Регулятору надо задекларировать долгосрочное расширение совокупного спроса, установить параметры благоприятных денежно-кредитных условий и начать планомерно расширять. Только в вышеописанных условиях, акулы начнут инвестировать, технологии и труд приедут вместе с капиталом хлынувшим в эту мега хлебную гавань.
Смотрел, снижалась.
А насчет «инфляция снижалась», не значит, что цены не росли. Конечно росли, снижались темпы роста.
А у нас инвестиций не хватает. И технологий.
В действительности СВО запустило тот же прлцесс и в России. Госрасходы-это и про инвестиции тоже. Другой вопрос, что во время войны в США проводилась правильная ДКП (причем тоже неосознанно), поэтому рост производства обеспечивался ростом РДМ, а у нас… а у нас Набиуллина с эконом блоком правительства слабо не понимают какой исторический шанс стране представился, и вместо способствования процессу падки в колеса вставляют, и прлцесс идет помимо их воли.
Сергей Нагель, предлагаю закончить этот дискус. Вы все ждете, что РФ сейчас вырвется в лидеры. А я считаю, что прав был классик: разбуди меня через сто лет и спроси, что делают на Руси… Из это серии. Время нас рассудит. Но мое мнение — через 6 лет к следующим выборам Путин (или что там от него останется) будет все также говорить, что нет времени на раскачку, что доллар скукоживается, требовать расселить людей из аварийного жилья и прочее бла-бла. Ну и надо немного потерпеть)) А с экранов ТВ все также будут стращать, что в США негров линчуют и они скоро с их госдолгом загнуться.
И честно, я очень буду рад ошибаться. Но пока в этом не было ни одного повода. А радоваться, что к 2030 в РФ станет еще на десяток-другой больше миллиардеров, и что талибы теперь наши лучшие друзья — ну так себе затея)
Сергей Нагель, Абсолютно не согласен. Странное рассуждение — если мнение, не устраивает вас, то «это вам внушили»)) То же самое могу и в вашу сторону сказать. Вам с экранов тв одели розовые очки, вы и транслируете, «как нас хотят завоевать и в рабство отдать»
Разговоры могут быть одни, но судить надо по действиям властей, что им важно, а что нет. Помните «Не кошмарить бизнес» и что за этим последовало?)) Чуть ли не на следующий день стали приходить все инстанции, что только возможны) Это я не по-наслышке знаю.
Блин, собирался же закончить диалог) Всё, на этот раз точно.
Сейчас не то, что за распил. За банальное невыполнение оборонзаказа предусмотрена ответственность.
см., например, dzen.ru/a/ZPhy0X-mpnDMlgDc
Насчет роста на 850 % затрат на оборону в Китае. Это конечно в абсолютных цифрах, не так ли? На сколько там ВВП вырос за это время? раз в 50? И какую долю эти военные расходы составляют от ВВП Китая? Процента 2? Поэтому и все хорошо )).
===
Что касается роста экономики: экономика растёт не от того, какую долю занимают расходы в бюджете. Она растёт, если растёт количество денег. Не номинально, а в реальном выражении.
Просто, так часто совпадает, что количество денег государство вынужденно наращивает во время войны.
Т.е. дело не в росте госрасходов?
"«Бесполезных» расходов не бывает. .... Даже если некий богач построил себе шикарный дворец, который назавтра сгорит в пожаре, то и это (пожар) для ВВП безразлично — ВВП растёт "
Ведь если для строительства не привлекались кредитные средства, роста денежной массы нет, и в части роста ВВП такие расходы бесполезны.
Для того чтобы ВВП ещё шагнул в рост нужно добавить новую порцию денег в экономику.
------------
Поэтому оборот этой порции которая уже дала рост ВВП, для очередного шага в рост — бесполезна. Она полезна как-бы поддержкой уже достигнутого, пушки производятся, зарплату платят, масло на бутерброд покупают…
А начнём дальше разгребать, увидим рынок вооружений, новые территории, эти полезности не на поверхности, поэтому и считают госрасходы на пушки бесполезными вообще, но польза есть если капнуть.