Блог им. M2econ
По нашей предварительной оценке рост реальной денежной массы в марте замедлился до 9,2% годовых (после 10% в феврале).
Сейчас мы видим в экономических данных отголоски того роста РДМ, когда Набиуллина временно пробила свой «потолок». На 1 марта рост, по нашей оценке, составил 10,0% — замедление продолжается.
По динамике РДМ мы с вами уже видим, куда всё идёт (к замедлению), но все остальные ещё много месяцев будут в эйфории от поступающих данных.
По нашим расчётам рост ВВП в этом году (4,5%) будет даже больше, чем в прошлом (3,6%).
И, соответственно, стимула менять что-то в денежной политике у ЦБ ещё долго не предвидится. Если только функционеры ЦБ сами это не увидят.
Индекс деловой активности в промышленности России (PMI manufacturing) от S&P Global в марте ставит новые 18-летние (с 2006 года) рекорды: 55,7 пункта.
Среднегодовой индекс (тёмно-синяя линия) установил новый 16-летний рекорд.
Обратите внимание: индекс в 2021 году (когда ВВП вырос на 5,9%) не идёт ни в какое сравнение с индексом сейчас.
Если посмотреть только март, нынешний стал третьим лучшим мартом за всю историю.
Только в марте 2000 (56,32) и марте 1999 (56,98) индекс был выше, чем в марте 2024 (55,7).Для справки: рост ВВП в 2000 году составил +10%, в 2011 году +4,3%.
Индекс деловой активности в секторе услуг в марте составил 51,4 пункта.
Индекс выше 50 пунктов (активность растёт), но заметно ниже, чем в промышленности (см. предыдущий сюжет).
Среднегодовой индекс (тёмно-синяя линия), несмотря на снижение, остаётся вблизи шестилетних максимумов, установленных в январе.
Прогноз: мы ожидаем, что после временного замедления рост индекса деловой активности в услугах возобновится.
Композитный индекс PMI (промышленность + услуги) в марте составил 52,7 пункта. Это говорит о росте деловой активности в экономике России в целом.
Его динамика больше схожа с индексом в секторе услуг. Логично: промышленность – это около 30% ВВП (обрабатывающая – ещё меньше). А услуги – это более 60% ВВП. То есть, вес услуг в композитном индексе намного выше.
Несмотря на снижение, среднегодовой индекс (тёмно-синяя линия) находится вблизи максимума за последние 7 лет, показанного месяц назад.
Резюме: деловая активность в российской экономике растёт как за счёт промышленности, так и за счёт услуг.
По данным агентства “Автостат” в марте было зарегистрировано 146 526 легковых автомобилей – лучший месяц с апреля 2021 года.
Ещё одно наблюдение: месяц стал вторым лучшим мартом за последние 10 лет.
За последнюю декаду мартовские продажи были выше только в 2020 году.
В январе и феврале темпы прироста снижались до 77 и 85%, соответственно.Но в марте они ускорились и вновь стали трёхзначными (109%).
За последние 12 месяцев (скользящий год) рынок составил 1 218 тыс. автомобилей.
Если продлить текущий тренд, то по итогам года рынок может вырасти до 1,9 млн. (см. пунктирную линию на графике).
Темпы прироста в первом квартале составили +93%, если такие темпы сохранятся до конца года, то по итогам 2024 года рынок составит почти 2 млн. шт.
Резюме:
Возможны два объяснения ускорения рынка в марте.
Результаты апреля покажут, какой из сценариев более реалистичен.
По предварительным данным в марте было зарегистрировано 10,2 тысячи грузовых автомобилей (полной массой более 14 тонн).
Если наша оценка верна, то это лучший март за всю историю наблюдений.
Предыдущий рекорд марта был в 2023 году (9 983 шт.).
Рост к марту прошлого года составил 2%. Темпы продолжают снижаться.
Регистрации за последние 12 месяцев (скользящий год) выросли чисто символически, с 137,2 тыс. в феврале до 137,45 тыс. в марте.
Но при этом всё же был установлен новый исторический рекорд.
Напомним, что это наша предварительная оценка марта. Окончательные данные мы ожидаем в середине апреля.
В марте по железным дорогам было перевезено 105,5 млн. тонн грузов.
Это на -3,5% меньше, чем в марте прошлого года.
Среднегодовые темпы снизились и составили в марте -0,7%.
Перевозки за последние 12 месяцев (скользящий год) составили 1 млрд 225 млн тонн.
Это минимум с 2016 года (за 8 лет).
Оценка
Падение перевозок грузов по железным дорогам происходит на протяжении уже шести месяцев подряд.
Традиционно такие снижения предшествовали замедлению и падению экономики в целом (см. выноски мая 2008 года или ноября 2012 года на графике выше).
Но в прошлом «сигнал» ж.д. перевозок подтверждался другими индикаторами.
Например, падению ж.д. перевозок в декабре 2012 года предшествовало падение на рынке легковых (авг. 2012) и грузовых (сен.2012) автомобилей.
Сейчас другие индикаторы такого подтверждения не дают.
В любом случае надо внимательно отнестись к этому сигналу.
По предварительным данным, перевозки цемента по железным дорогам составили 1,98 млн. тонн.
Это на 3,4% меньше, чем в марте прошлого года.
Среднегодовые темпы роста (синяя линия на графике) находятся в красной зоне.
Перевозки за последние 12 месяцев (скользящий год) составили 24,4 млн тонн.
Таким образом, перевозки цемента по железным дорогам снизились до уровня 2002 года и стабилизировались на этом уровне.
Напомним, что железные дороги уступают перевозки цемента (и ряда других грузов) автомобильному транспорту. Если в 2000 году по железным дорогам перевозили около 69% произведённого цемента (22 млн. тонн из 32), то сейчас только около 38% (24 млн. тонн из 62).
В феврале средний курс составил 91,9 рублей за доллар.
По сравнению с курсом февраля (93,5) доллар подешевел на 2%.Резкие скачки курса (>15% к предыдущему месяцу) показаны жёлтыми выносками.
В марте среднее значение индекса составила 3 304 пункта – максимальное значение с января 2022 года.
Это на 38% выше, чем в марте прошлого года.
Годовой рост индекса наблюдается 12-й месяц подряд.
Индекс полной доходности учитывает выплаты дивидендов. По итогам марта 2024 года индекс вырос в 75 раз с сентября 1997 года (со 100 до 7527 пунктов; голубая линия на графике).
Но и цены с сентября 1997 года тоже выросли, в 22 раза. Поэтому в реальном выражении (с корректировкой на инфляцию) рост индекса скромнее, в 3,24 раза.
Реальный индекс полной доходности показал локальный минимум в сентябре 2022 года (199 пунктов) и вырос с тех пор в полтора раза, до 324 пунктов.
За год, с февраля 2023 года рост тоже почти в полтора раз: +38%.
Реальный индекс полной доходности растёт в годовом выражении 12-й месяц подряд.
В марте среднее значение “долларового” индекса РТС составило 1132 пункта.
График с логарифмической шкалой лучше показывает взлёты и падения индекса.
По этому графику видно, что с 1998 по 2008 год рост был быстрым. С тех пор 15 лет индекс по большому счету не растёт и до сих пор на максимумы 2008 года не вышел.
К марту прошлого года индекс вырос на 16%.
Годовой рост индекса наблюдается 4-й месяц подряд.
Еженедельно. Многие макропоказатели (денежная масса, промпроизводство и другие) мы узнаём поздно, через 2-4 недели после окончания месяца. Их, по мере поступления, мы включаем в наши еженедельные макрообзоры.
Ежемесячно. Но есть и «быстрые» индикаторы, которые становятся известными уже в первые дни следующего месяца:
• перевозки по железным дорогам,
• индексы PMI, а также
• все биржевые индикаторы – курсы валют, фондовые индексы, цены на нефть и другие.
В последнее время к этим показателям добавились
• рынок легковых автомобилей,
• рынок грузовиков,
• денежная масса.
Такие быстрые показатели по итогам каждого месяца мы включаем в наш ежемесячный экспресс-обзор.
Такой обзор выходит в пятый-шестой рабочий день после завершения отчётного месяца.
* Большинство биржевых показателей (индексы, курсы валют) за месяц считаются по формуле HLC/3 (среднее цен максимальных, минимальных и закрытия).
Следующий экспресс-обзор – за апрель – выйдет 6-8 мая.
Ориентироваться в моих статьях, заметках и видео удобно через НАВИГАТОР
Более полный перечень статей с разбивкой по темам есть ЗДЕСЬ.
___
Раньше всего материалы публикуются в Дзен и Телеграм
Телеграм: https://t.me/m2econ
Дзен: https://zen.yandex.ru/m2econ
Подписывайтесь!
Буду благодарен вам за лайки и комментарии