Блог им. Roman_Paluch
Меня в последнее время очень долго мучал один вопрос. Почему 4 из 5 основных собственников Глобалтранса в начале года продали свои доли в компании в пользу бизнесмена из Казахстана. Понятно, что под эту сделку делался переезд с Кипра в Абу-Даби, но зачем собственники продали такую генерящую кэш-машину, которая на момент сделки стоила реально дешево по мультипликаторам. Покопавшись в цифрах и презентации компании, я, кажется, нашел ответ на свой вопрос.
📌 Вариант первый. Примитивный — Бегство из России
Можно было бы предположить, что бизнесмены испугались потенциальной экспроприации собственности, поэтому избавились от активов в России, получив за это кэш, но я не верю в подобный групповой испуг людей, которые очень хорошо понимают свой бизнес и умеют считать деньги.
📌 Вариант второй. Реалистичный — Пик цикла и будущий Capex
Не верю я благотворительность в данном случае и поэтому решил открыть презентацию компании за 2023 год. Вроде все здорово и красиво, но меня очень смутил 26 из 29 слайдов с прочей операционной информацией. Ну и что там интересного? А там слайд с количеством вагонов и их среднем сроком использования.
Количество вагонов даже уменьшилось за год, снизившись на 500 штук до 65 600. Ну снизилось и снизилось, и что? А то, что компания потратила 8.2 млрд рублей на Capex, а количество вагонов снизилось ‼ А второй нюанс — это высокий средний возраст вагонов, который составляет сейчас 16 лет (год назад был 15.5 лет) при полезном сроке использования около 20 лет ⚠
Получается 8 млрд не хватает даже на поддержание текущего количества и среднего возраста вагонов. Если грубо прикинуть, то чтобы обновлять текущий стареющий парк, компании придеться в ближайшее время ежегодно покупать по 8000 вагонов, тратя на это не 8 млрд, а в районе 30 — 40 млрд (разброс большой, так как нужно больше данных, начиная с закупочных цен на такой огромный объем до разбивки вагонов по остаточному сроку полезного использования) рублей в ближайшие 5 лет. Что-то уже некруто, а после окончания смены парка я ожидаю роста амортизационных расходов в 2 раза с текущих 11 к 20 млрд. Будущая прибыль и маржинальность сильно приуныли 🔽
Также важно отметить, что из-за перестройки логистики в 2022 году ставки на аренду вагонов улетели в космос, но рынок стал приходить в норму, хотя ставки все еще высокие. Снижение ставок даже на 10% (ставки все равно будут высокими) снизит прибыль компании еще на 10 млрд.
Получается небольшое снижение ставок и рост будущих амортизационных расходов через 3-5 лет сожрет ПОЛОВИНУ текущей прибыли, снизив ее до 20 млрд. Пока рисуется P/E fwd = 7, может бывшие собственники посидели, посчитали и не обрадовались такой перспективе и вышли из бизнеса по текущим ценам.
Вывод: у меня сформировалось такое мнение, что бизнесмену из Казахстана продали конфету в красивой обертке, которая находится пике цикла и на пороге огромных капитальных расходов. Краткосрочно (1-2 года) пока все будет хорошо, но дальше в любом случае будут проблемы, на решение которых уйдет значительная часть FCF. Возможно я не прав и ошибся в расчетах, но, прочитав, презентацию я увидел, что далеко не все так гладко, как показывают текущие сухие цифры в основных отчетных формах.
Подпишись, мне будет приятно!
Приветствую!!! Тоже присутствуют мысли о том, что бизнесмену из Казахстана продали бизнес на пике цикла!!! НО!!! Он же не шаурмой торгует, должен разбираться в бизнесе + наверняка есть специально обученные люди, которые умеют просчитывать перспективы таких инвестиций 😊