Блог им. KolyaKorolev

Основные характеристики Фед.Бюджета на 2024г и на период 2025 и 2026 г

Это II раздел пояснительной записки к Федеральному Бюджету


. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТА

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

 

Законопроект сформирован на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее – прогноз). 

Прогноз учитывает проведение денежно-кредитной политики Банка России в рамках режима таргетирования инфляции на протяжении всего прогнозного периода, а также предусматривает проведение бюджетной политики в соответствии с конструкцией «бюджетных правил» (в том числе в рамках переходного периода в 2024 году).

Среди основных предпосылок базового прогноза относительно внешнеэкономических условий:

сохранение на протяжении всего прогнозного периода основного перечня ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении России;

устойчивый рост мирового ВВП на уровне показателей, наблюдавшихся до пандемии (около 3,0% в 2024-2026 годах соответственно). Возможности для более высокой экономической динамики будут ограничены последствиями протекающей производственно-экономической и финансовой фрагментации мировой экономики, а также накопленными ранее структурными дисбалансами;

превышение мировой инфляцией уровня заданных целевых ориентиров. Учитывая отмечаемую устойчивость цен к повышению ставок отдельными странами, ожидается, что траектория ужесточения денежно-кредитной политики будет более высокой, а период нормализации денежно-кредитной политики и время, которое необходимо для полного проявления всех эффектов на мировую экономику и финансовую систему (в том числе в части процентного риска) – более продолжительным, чем предполагалось ранее;

сдержанная динамика отечественного импорта товаров (после значительных 7,4% в 2023 году на фоне роста внутреннего спроса, переориентации на альтернативных поставщиков, реконфигурации и выстраивания новых производственно-логистических цепочек) вследствие замедления внутреннего спроса, а также переключения потребителей на отечественные товары (в том числе из-за роста цен на импортную продукцию в результате ослабления рубля);

восстановление экспортных поставок (по сравнению с существенным сокращением в 2023 году) за счет освоения новых рынков сбыта, переориентации цепочек поставок и повышения уровня цен на ключевые сырьевые товары российского экспорта (в частности, ожидается, что экспортная цена на российскую нефть вырастет с 63,4$/барр. в 2023 году до 71,3$/барр. в 2024 году. По мере трансформации мирового энергетического рынка ожидаетсясохранение сырьевых котировок в диапазоне 70$/барр.);

постепенное ослабление курсовой динамики до уровней 90-92 рублей за доллар США в 2024-2026 годах. Вместе с тем, в соответствии с инфляционным дифференциалом, реальный эффективный курс рубля будет сохраняться стабильным на всём прогнозном горизонте.

Таблица 2.1

Основные макроэкономические показатели на 2024 год
и на плановый период 2025 и 2026 годов

Наименование

2022 год (отчет)

2023 год
(оценка**)

2024 год

2025 год

2026 год

Закон № 466-ФЗ

Законо-

проект**

Δ к

закону, %

Закон № 466-ФЗ

Законо-проект**

Δ к

закону, %

Законо-

проект**

Δ к законопроекту на 2025 год, %

1

2

3

4

5

6=5/4*100

7

8

9=8/7*100

10

11=10/8*100

Экспортная цена на российскую нефть, долл./барр.

79,6

63,4

67,5

71,3

105,6

65,0

70,1

107,9

70,0

99,9

Цены на газ (среднеконтрактные включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м

702,9

354,4

477,1

268,8

56,3

400,1

263,2

65,8

256,0

97,3

ВВП, млрд руб.

153435*

166015

159714

179956

112,7

170598

190637

111,7

202304

106,1

Рост ВВП, %

-2,1

2,8

2,6

2,3

88,5

2,6

2,3

88,5

2,2

95,7

Инвестиции,
млрд руб.

27865

31594

29363

34026

115,9

31922

36743

115,1

39587

107,7

Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд долл. США

255

293

304

303

99,7

320

312

97,5

322

103,2

Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд долл. США

593

461

527

475

90,1

536

485

90,5

501

103,3

Прибыль прибыльных организаций, млрд руб.

47612

49022

60939

53529

87,8

66821

56357

84,3

59308

105,2

Инфляция (ИПЦ), % к декабрю пред. года

11,9

7,5

4,0

4,5

112,5

4,0

4,0

100,0

4,0

100,0

Курс доллара, рублей за доллар США

67,5

85,2

70,9

90,1

127,1

72,2

91,1

126,2

92,3

101,3

Фонд заработной платы, млрд руб.

33654

38159

38767

42364

109,3

41649

45459

109,1

48755

107,3

* — ВВП в 2022 году учитывает экономическую активность, связанную с новыми регионами;

** — показатели будут уточнены по мере выхода официальной статистической информации по Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областям в соответствии с Федеральным планом статистических работ

 

Восстановление экономической активности протекает более динамичными, чем прогнозировалось ранее, темпами. Российские производители эффективно перестраивают свои бизнес-модели и производственно-логистические маршруты, задействуя свободные ресурсы, осваивая новые рынки сбыта и занимая освободившиеся от ушедших иностранных компаний ниши, замещая выпадающий импорт. На фоне ускоренной адаптации экономики к введенным ограничениям по итогам
I полугодия 2023 года темпы роста ВВП выросли на 1,6% г/г, а экономическая динамика по большинству направлений достигла докризисного уровня. Учитывая более интенсивный процесс подстройки деловой активности к новым условиям, ожидается, что по итогам 2023 года экономика покажет рост на уровне более чем 2,8% преимущественно за счет восстановления внутреннего спроса — какинвестиционного, так и потребительского(в том числе в условиях реализации программ импортозамещения, а именно наращивания производства отечественных товаров и услуг). В дальнейшем темпы роста экономики выйдут на более умеренную траекторию в 2,3-2,2% (вследствие окончания восстановительной фазы экономического роста), сохранившись на этом уровне до конца рассматриваемого периода.

Благодаря стимулирующей бюджетной политике (активная реализация программ государственной поддержки, в том числе программ импортозамещения и параллельного импорта), мягкой до середины 2023 года денежно-кредитной политике (поддерживающей рост корпоративного кредитования), а также на фоне расширения существующего производства (как следствие переориентации отечественных производств на расширившийся внутренний спрос) инвестиционная активность второй год подряд сохраняется на повышенном уровне (7,6% по итогам I полугодия 2023 года, ожидаемые 6,0% по итогам 2023 года). В 2024-2026 годах ожидается более сдержанная динамика капиталовложений (на уровне 2,3%-3,0%). К концу прогнозного горизонта вклад инвестиций в ВВП стабилизируется и будет обеспечиваться преимущественно частным сектором (за счет собственных средств организаций и кредитных источников).

В условиях интенсификации деловой активности, а также на фоне дефицита специалистов по некоторым специальностям в 2023 году уровень безработицы зафиксировался на минимальных исторических уровнях (3,0% в июле 2023 года). Рынок труда переживает дефицит предложения квалифицированной рабочей силы. Ожидается, что в 2023-2026 годах повышенный спрос на труд и меры Правительства Российской Федерации по развитию рынка труда (стимулирование участия населения в рабочей силе, повышение гибкости рынка труда, развитие системы профессиональной переориентации кадров, прочее) приведут к сохранению уровня
безработицы до конца рассматриваемого периода вблизи исторически минимальных отметок (3,1 процента).  

Достигшая максимума за последние 5 лет конкуренция работодателя за работника (рассчитываемая как соотношение вакансий к резюме) вынуждает компании не только снижать критерии отбора и требования к сотрудникам (привлекая специалистов без опыта работы, увеличивая возрастные границы соискателей), но и повышать размер оплаты труда (реальная заработная плата по итогам I полугодия 2023 года выросла на 6,8%). На этом фоне, согласно прогнозам, по итогам 2023 года ожидается существенный рост реальных заработных плат (+6,2% в 2023 году после +0,3% годом ранее), который окажет основную поддержку динамике реальных располагаемых доходов населения (+4,3% после -1,0% годом ранее). В 2024-2026 годах сохраняющийся высокий спрос на трудбудет способствовать выходу показателей уровня жизни населения на траекторию устойчивого роста (2,5%, 2,6% и 2,3% соответственно – реальные заработные платы; 2,7%, 2,6% и 2,6% соответственно – реальные располагаемые доходы населения).

Повышение занятости и улучшение состояния доходов населения отражается в поступательном восстановлении потребительского спроса (2,4% г/г и 4,0% по итогам 7 месяцев 2023 года — оборот розничной торговли и платные услуги населения соответственно). Ожидается, что по итогам 2023 года динамика потребления домохозяйств сложится на повышенном уровне (5,8% г/г и 4,1% — оборот розничной торговли и платные услуги населения соответственно). В 2024 – 2026 годах спрос домохозяйств начнет замедляться на фоне ослабления импульса восстановления, а также вследствие более жесткой денежно-кредитной политики, требуемой для возвращения инфляции к цели(3,4–3,6% — оборот розничной торговли и в среднем по 2,6% в год — платные услуги населения соответственно).

На фоне роста внутреннего спроса (более динамичными темпами, чем возможности предложения), нарастания давления со стороны рынка труда (рост издержек от повышения отплаты) и начавшегося ослабления рубля ожидается, что темп роста потребительских цен в 2023 году будет находиться на повышенном уровне – около +7,5% г/г по итогам года. В дальнейшем проведение ответственной денежно-кредитной и бюджетной политики приведет к возвращению инфляции к целевому ориентиру в 4 процента.

В 2024 – 2026 годах реализация бюджетной политики продолжит осуществляться в логике «бюджетных правил», что позволит снизить влияние внешних шоков на российскую экономику и обеспечить макроэкономическую стабильность.

Принятые в 2022-2023 годах меры по диверсификации поставок нефти обеспечили устойчивость добычи и экспорта, что создает условия для возврата к традиционному определению базовых нефтегазовых доходов через базовую цену на нефть 60 долларов США за баррель (использовалась для определения фиксированного размера базовых нефтегазовых доходов 8,0 трлн рублей в 2023 году) с последующей индексацией на 2% ежегодно с 2027 года.

Основные характеристики федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Основные характеристики федерального бюджета на 2024 год

и на плановый период 2025 и 2026 годов

млрд рублей

Наименование

2022 год (отчет)

2023 год
(оценка**)

2024 год

2025 год

2026 год

Закон

№ 466-ФЗ

Законо-

проект

Δ к

закону, %

Закон № 466-ФЗ

Законо-проект

Δ к закону, %

Бюджетный прогноз

Законо-

проект

Δ к Бюджетному прогнозу, %

1

2

3

4

5

6=5/4*100

7

8

9=8/7*100

10

11

12=11/10*100

Доходы, всего

27 824,4

28 674,1

27 239,8

35 065,3

128,7

27 979,4

33 552,4

119,9

28 947,0

34 051,0

117,6

%% к ВВП

18,1

17,3

17,1

19,5

 

16,4

17,6

 

15,9

16,8

 

Расходы, всего

31 118,9

(28 850,5)*

31 674,8

29 432,5

36 660,7

124,6

29 243,7

34 382,8

117,6

31 841,4

35 587,4

111,8

%% к ВВП

20,3

(18,8)*

19,1

18,4

20,4

 

17,1

18,0

 

17,5

17,6

 

в том числе условно утвержденные

 

 

735,8

 

 

1 462,2

859,6

 

1 592,1

1 779,4

 

%% к общему объему расходов

 

 

2,5

 

 

5,0

2,5

 

5,0

5,0

 

Дефицит (–) / Профицит (+)

-3 294,5

(-1 026,1)*

-3 000,7

-2 192,6

-1 595,4

72,8

-1 264,3

-830,5

65,7

-2 894,4

-1 536,4

53,1

%% к ВВП

2,1

(0,7)*

1,8

1,4

0,9

 

0,7

0,4

 

-1,6

0,8

 

Ненефтегазовый дефицит

-14 880,7

(-12 612,3)*

-11 864,3

-10 849,0

-13 099,7

120,7

-9 752,8

-12 590,2

129,1

-11 146,9

-12 951,1

116,2

%% к ВВП

9,7

(8,2)*

7,1

6,8

7,3

 

5,7

6,6

 

-6,1

6,4

 

* — с корректировкой на «перенос» расходов с 2022 на 2023 год в размере ~1,5 трлн рублей (через трансферт/профицит ПФР) и без учета предоставления отсрочки по уплате страховых взносов в 2022 году и ее возврата в 2023/2024 гг. в размере 772,2 млрд рублей (за счет средств ФНБ);

** — с учетом изменений сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2023 г. без учета перенесенных остатков 2022 г.

 

 

В 2024 году прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 28 674,1 млрд рублей в 2023 году до 35 026,3 млрд рублей в 2024 году (+ 22,3% к 2023 году). После снижения доходов федерального бюджета до 33 552,4 млрд рублей в 2025 году (- 4,3% к 2024 году) в 2026 году прогнозируется увеличение доходов до 34 051,0 млрд рублей (+ 1,5% к 2025 году). По отношению к ВВП доходы увеличатся с 17,3% ВВП в 2023 году до 19,5% в 2024 году, а затем снизятся до 17,6% ВВП в 2025 году и 16,8% ВВП в 2026 году.

Структура доходов федерального бюджета на период 2023-2026 годов представлена в таблице 2.3.





 

Особенности расчетов поступлений доходов в федеральный бюджет по основным доходным источникам на 2024 год и на плановый период
2025 и 2026 годов

 

Нефтегазовые доходы

 

Поступление нефтегазовых доходов на 2024 - 2026 годы прогнозируется в следующих объемах.

 

 

Таблица 3.3

млн рублей

Показатель

2023 год оценка

2024 год

2025 год

2026 год

1

2

3

4

5

Расчетная цена на нефть, долл./барр.

60,9

70,0

70,2

70,2

Курс рубля к доллару США, руб./долл. США

85,2

90,1

91,1

92,3

Нефтегазовые доходы, всего

8 863 538,5

11 504 288,4

11 759 755,8

11 414 650,1

Нефть, всего:

6 662 207,1

8 802 791,7

8 821 643,8

8 929 797,1

НДПИ на нефть

7 714 997,4

9 732 737,9

9 814 009,0

9 886 373,5

НДД

1 236 171,2

2 193 362,7

2 094 891,2

2 032 714,9

Акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку

-2 697 183,1

-3 123 308,9

-3 087 256,4

-2 989 291,3

Вывозная таможенная пошлина на нефть

288 293,4

0,0

0,0

0,0

Вывозная таможенная пошлина на товары, выработанные из нефти

119 928,1

0,0

0,0

0,0

Газ и газовый конденсат, всего:

2 201 331,4

2 701 496,7

2 938 112,0

2 484 853,1

НДПИ на газ

1 230 717,4

1 612 801,2

1 759 579,3

1 288 166,6

Вывозная таможенная пошлина на газ

554 109,0

566 924,4

619 892,7

645 158,3

НДПИ на газовый конденсат

416 505,0

521 771,2

558 639,9

551 528,2

Базовые нефтегазовые доходы

8 000 000,0

9 683 217,5

9 924 080,0

9 569 839,9

Дополнительные нефтегазовые доходы

863 538,5

1 821 071,0

1 835 675,9

1 844 810,2

 ии

Наиболее существенное влияние на динамику прогнозируемых поступлений нефтегазовых доходов в 2024 - 2026 годах оказывает изменение основных параметров прогноза социально-экономического развития, а также корректировка налогового законодательства.

На динамику поступлений нефтегазовых доходов, связанных с добычей и переработкой нефти, в 2024 - 2026 годах оказывает влияние изменение основных параметров прогноза социально-экономического развития, в том числе динамика цен на энергоресурсы и структура добычи и производства. Кроме того, на поступления 2024 - 2026 годов оказывает влияние изменение законодательства в части нефтегазового сектора – изменение установленного предельного дисконта по отношению к цене нефти сорта Brent, влияющего на поступления нефтегазовых доходов, завершение «налогового маневра»
(в рамках которого ставки НДПИ поэтапно увеличивались до 2024 года, а ставки вывозной таможенной пошлины на нефть снижались до нуля к 2024 году), переход с 1 января 2024 года на режим НДД недропользователей, добывающих нефть на участках недр, содержащих запасы высоковязкой и сверхвязкой нефти, а также корректировка действующего порядка расчета демпфирующей компоненты акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, оказывающая также косвенное влияние на ставку НДПИ (через коэффициент Нбуг) и на поступления НДД (за счет учета в налоговой базе уплаченного НДПИ). 

На динамику поступлений нефтегазовых доходов, связанных с добычей и экспортом газа и газового конденсата, в 2024 - 2026 годах в первую очередь оказывает влияние изменение основных параметров прогноза социально-экономического развития.

При этом на поступления НДПИ на газ также оказывает влияние изменение введенного в 2023 году коэффициента Ккг в ставке, который характеризует изъятие дополнительной выручки компаний от индексации тарифов на газ, поставляемый на внутренний рынок, в том числе с учетом дополнительной корректировки тарифов в 2024 - 2025 годах. Кроме того,
в 2026 году прекращается действие нормы, предусматривающей ежемесячное увеличение НДПИ на газ на 50 млрд рублей для организаций — собственников объектов Единой системы газоснабжения, что оказывает негативное влияние на поступления в конце планового периода. В то же время на поступления НДПИ на газовый конденсат в 2024 году оказывает положительное влияние завершение «налогового маневра» (за счет увеличения ставки налога).

Законопроектом об особенностях исполнения бюджета предусматривается изменение конструкции бюджетного правила с 2024 года (установление базовых цен на нефть (60 долларов США за баррель) и экспортируемый природный газ (250 долларов за 1000 кубических метров).

С учетом проектируемой нормы базовые нефтегазовые доходы могут составить в 2024 году – 9 683 217,5 млн рублей, в 2025 году – 9 924 080,0 млн рублей и в 2026 году – 9 569 839,9 млн рублей.

Таким образом, в прогнозируемом периоде могут быть сформированы дополнительные нефтегазовые доходы в объеме 1 821 071,0 млн рублей – в 2024 году, в 2025 году – 1 835 675,9 млн рублей и 1 844 810,2 млн рублей
в 2026 году.





теги блога Николай

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн