Блог им. BrownEyedSamurai
⏰ Рано или поздно это должно было случится. Уверен, что мои постоянные телезрители — в особенности те, кому периодически удается следить за контекстом, в котором наш сегодняшний пациент упоминается в рамках больших постов, выходящих на этом канале — уже предвкушают то, что будет происходить буквально несколькими строками ниже. Потому не смею утомлять вас ожиданием, тем более что сегодня на повестке дня у нас финансовые результаты, представленные компанией ВК в МСФО отчете по мотивам первой половины 2024-го года.
🔹 Выручка — 70,2 млрд. рублей (+22,6% г/г)
🔹 Операционные расходы — 71 млрд. рублей (+30,6% г/г)
🔹 Скорректированная EBITDA — -0,7 млрд. рублей (против +3,9 млрд. рублей в 1п2023)
🔹 Чистый убыток — 24,6 млрд. рублей (x2.18 г/г)
🔸 Долг — 172,1 млрд. рублей (+2,3% г/г)
🔸 Чистый долг — 141 млрд. рублей (+20,6%)
💡 Ну что я могу сказать: лед тронулся — очередное дно пробито и теперь ко всем спецэффектам, сопутствующим владению акциями этой высокотехнологичной контры, мы прибавляем ещё и операционную убыточность.
🚀 Самым успешным по относительному приросту выручки год к году (+50%) оказался относительно новый сегмент «технологии для бизнеса», предполагающий предоставление частным компаниям доступа к разработанным ВК облачным решениям. Неплохо масштабируются по этому параметру и другие области интересов группы — в том числе и флагманский проект: социальная сеть ВК.
🔥 С точки зрения рентабельности по EBITDA отдельных сегментов всего происходящего безобразия, выходят довольно посредственные результаты: вышеупомянутые «технологии для бизнеса» — 15%, «социальные сети и медиаконтент» — 10%, «образовательные технологии» — чистый ноль, а «экосистемные сервисы» и вовсе убыточны.
⚠️ Возвращаясь к показателю выручки, не стоит утопать в иллюзиях: главной причиной наблюдаемого нами роста является не столько образцовое выполнение командой своей работы и общая лояльность клиентов к предлагаемым им продуктам, сколько раздутые до невозможности рекламные бюджеты, позволяющие буквально «закрепощать» производителей медиаконтента за своими площадками, и, в некотором смысле, безальтернативность выбора, стоящего перед отечественным пользователем: естественно, что если законодательно утвердить предустановку Rustore на всех устройствах, продающихся на территории нашей страны, а основных конкурентов попросту заблокировать и предать забвению, то увеличение аудитории не заставит себя долго ждать. Правда вот её «качество» с точки зрения готовности платить за, фактически, навязанные ей сервисы и услуги вызывает у меня большие сомнения.
💼 ВК вновь наращивает чистый долг. На фоне нерешенных проблем с неумолимо увеличивающимися выплатами, на данный момент уже превосходящими 12 млрд. рублей за полгода (+73% г/г) — что дает нам оценку средней процентной ставки по имеющимся обязательствам на уровне в 14% годовых — группа не сбавляет темпы экспансии, выходя на новые для себя направления онлайн-финансов и строительства собственных центров анализа данных. Приведет ли эта стратегия к успеху — вопрос творческий.
🔎 В общем, ВК настойчиво продолжает мимикрировать под «маленькую инди-компанию», которой жизненно необходимо наращивать расходы во имя увеличения своей доли на рынке — и всё это ради того самого «жили долго и счастливо», которое обязательно когда-нибудь наступит. И так бы оно так, да только вот колоссальная клиентская база выстроенной экосистемы, представляющая собой вплоть до 95% всех активных пользователей Рунета, многолетняя успешная история, продолжавшаяся вплоть до окончательного слияния с паразитом, некогда известным под именем «Mail», а также ничем не ограниченная финансовая и медийная поддержка всех начинаний компании со стороны сильных мира сего разом рушат всю эту стройную концепцию.
✏️ Пока компания не изменит свои взгляды на монетизацию, не повернется к пользователям лицом, а к государству… хотя бы вполоборота, и не спишет в утиль часть из своих мертворожденных проектов, ловить здесь рядовому инвестору, к сожалению, совершенно нечего. В ближайшее время лучше точно не станет.