Блог им. somewone
В последнее время виден сильный спад погрузки на сети РЖД
Всему виной — заторы при проезде на Восток, высокие тарифы, падение спроса на уголь (основной товар Ж/Д логистики). Об этом хорошо написано в статьях Форбс и Коммерсанта.
Globaltrans является прокси на проблемы с логистикой — об этом пишет Sber CIB в своем аналитическом отчете и снижает прогноз по выручке и прибыли для данной компании
Также, судя по отчету, инвесторам не стоит ждать дивидендов Globaltrans, как минимум в текущем году. Sber CIB не ожидает, что эмитент сможет заплатить хотя бы сколько-нибудь в ближайшее время, поскольку после редомициляции с Кипра в Абу-Даби «компания так и не смогла открыть счета в местных банках для того, чтобы переводить значимые суммы».
Похоже, что ситуация с дивидендами не сулит инвесторам ничего хорошего, кроме того, начиная с 2025 года Globaltrans придется активно инвестировать в покупку новых полувагонов и цистерн. Sber считает, что «с учетом необходимости обновления парка склонность компании к выплате дивидендов за прошлые периоды, скорее всего, резко снизится».
Интересно, что пока Ж/Д сегмент буксует — автомобильные перевозки только растут. Грузооборот автомобильного транспорта вырос на 10% г/г. Цены на автомобильные перевозки также выросли https://alfa-transit.com/rost-stoimosti-avtomobilnyh-gruzoperevozok-v-rossii-v-mae-2024-goda
Грузы активно уходят с железной дороги: сбои в сети выдавливают грузопоток на автотранспорт, утверждают собеседники Forbes. По оценкам руководителя направления по работе со средним корпоративным бизнесом ГК «Альфа-Лизинг» Анны Граховой, сегодня уже около 65% внутренних грузоперевозок осуществляется автомобильным транспортом. Грузы, которые на автомобилях доставляются за 12 часов, по железнодорожным магистралям едут примерно семь суток, если брать в расчет плечо в 650 км. (Forbes https://www.forbes.ru/biznes/519675-vagony-vklucili-tormoza-cto-proishodit-s-dvizeniem-gruzov-po-seti-rzd)
На российском рынке из публичных компаний в сфере автоперевозок есть только Globaltruck — акции выросли в десятки раз за несколько лет
Ее основным собственником сейчас является ГК Монополия, у которой есть крупнейшая цифровая платформа Monopoly.Online – по сути Uber для грузовиков, а также собственный парк в несколько тысяч тягачей и прицепов. Компания на ПМЭФ говорила о проведении IPO в 2025 году
Итого:
• в железнодорожной логистике проблемы (высокие тарифы ржд, заторы и сложности с маршрутами), что, несомненно, скажется на транспортных компаниях, которые причастны к железным дорогам
• альтернативой ж/д логистики является автомобильный транспорт (тягачи с прицепами) — грузооборот данного вида транспорта растет вместе с тарифами
• публичных компаний в сегменте грузового автотранспорта фактически нет (Глобалтрак все еще публичен, но малоликвиден). Планируется размещение компании “Монополия” в 2025 году — одного из лидеров в сегменте автомобильных перевозок
Ждем и следим за ситуацией в текущих и потенциальных эмитентах!