Блог им. sergeinvest

Социализация интернета – проблема для Яндекса

Маржинальность бизнеса Яндекса падает уже много лет. Падение маржинальности началось задолго до запуска убыточных направлений: маркетплейса, каршеринга, еды, лавки, доставки, объявлений и прочих бизнес юнитов и инициатив.

Рентабельность Яндекса
Источник: отчетность компании, расчеты автора

Доля интернет-рекламы – основного направления, генерирующего большую часть прибыли, снизилась до 35% в общей выручке Яндекса в 1П2024. Скорректированная EBITDA поиска и портала составила почти 97 млрд ₽ в 1П2024, а самое убыточное направление прочих бизнес-юнитов и инициатив, которое включает автономные автомобили, облачные сервисы, образование, Алису, финтех и другие экспериментальные продукты, изъяло 23 млрд ₽ EBITDA в 1П2024.  

Доля выручки от рекламы в общей выручке Яндекса
* Выручка от рекламы до 2013 г., выручка сегмента «Поиск и портал» с 2014 г. Источник: отчетность компании, расчеты автора


История запуска направлений Яндекса

История направлений Яндекса
Источник: Яндекс


Реклама или
SEO

Эффективность рекламы в Яндексе снижается с развитием инструментов социализации в интернете: соцсетей и мессенджеров, у которых своя реклама. Хотя Яндекс и размещает рекламу в телеграм-каналах, но ее размер в выручке Яндекса не раскрывается.

Человек – существо стадное, и поэтому ему не интересно сидеть в одиночку на сайте в браузере, он хочет быть среди себе подобных и видеть активность других участников в телеграм-каналах и соцсетях, а также быстро переключаться с одних источников информации на другие.

Небольшому бизнесу выгоднее провести комплексное продвижение сайта, чем размещать продающую рекламу в Яндексе. К примеру, рекламная кампания в Яндексе по ключевым словам «биржа», «брокер», «трейдинг» на более чем половину объема трафика и CTR (клики/общее количество показов) порядка 4% обойдется в 5,6 млн ₽ в месяц.

Бюджет рекламной кампании в Яндексе

Бюджет рекламной кампании в Яндексе
Источник: Яндекс Директ

В большинстве случаев это будут выброшенные деньги: скликанные объявления и низкий коэффициент конверсии, который приведет к незначительному количеству пользователей, совершивших целевое действие.  

Инвестиции в комплексное продвижение сайта: качественный сайт, контент, ссылочная масса и репутация в сети останутся на долгое время и будут приносить результат.

Тарифы на комплексное продвижение сайта

Тарифы на комплексное продвижение сайта
Источник: rookee


Цена и стоимость

Резкое падение стоимости Яндекса по P/S (капитализация/выручка) началось в конце 2020 года, когда компания стоила более 10х выручек и упала до 1,2х в конце 2023 г. До сих пор Яндекс по P/S торгуется вблизи исторических минимумов около 2х выручек.

Рост акций Яндекса перед продажей российских активов менеджменту и консорциуму инвесторов не подтверждается ростом стоимости по P/S, что может говорить о спекулятивности роста. Скорее упадет капитализация, чем вырастет P/S. P/S Яндекса

Источник: отчетность компании, расчеты автора

Цена и стоимость должны коррелировать. В американских фишках отчетливо прослеживается зависимость между этими параметрами, а решение о сделке можно принимать, ориентируясь на график P/S и дивергенцию между ценой и P/S.

Apple, Alphabet
Apple, Alphabet

Nvidia, Microsoft
Nvidia, Microsoft

Медийная реклама

Возможно уже сейчас или в недалеком будущем рекламодателями в Яндексе будут только представители крупного бизнеса, а малый и средний бизнес будет заниматься SEO-продвижением и пользоваться бесплатными услугами: размещение информации о компании в Яндекс картах и сопутствующие услуги (форма заявок для заказа и обратной связи, создание сайта-визитки, корзины для заказов). 

Формат продающей онлайн рекламы, которая предполагает переход на сайт рекламодателя для совершения покупки, сместится в пользу медийной рекламы, направленной на рекламу бренда, без перехода на сайт рекламодателя для совершения покупки.

«Медийная реклама рассчитана на эмоциональное восприятие аудиторией. Этот вид коммуникации формирует отношение к бренду и помогает создать нужные ассоциации — провязать эмоции пользователей с компанией или продуктом. И для этого в медийной рекламе есть множество форматов — от картинок и видео до интерактивных элементов и различных спецэффектов» -  Яндекс


В итоге

Сложно представить Яндекс, который оставался бы только поисковиком, зарабатывал бы только на рекламе и вкладывал бы только в прибыльные направления. Компания движется вперед, ищет новые направления, угадывает и ошибается, получает прибыль и убытки, приобретает новые компании и продает.

Миноритариям остается полагаться на чутье и профессионализм менеджмента, благодаря которым в долгосрочной перспективе все убытки должны окупиться, а также следить не только за ценой, но и за стоимостью.

«Оценивая людей, необходимо искать в них три качества: честность, интеллект и энергичность. Если человеку не свойственно первое качество, два других могут оказаться губительными»  — Баффетт
★1
3 комментария
SEO — кот в мешке, поверьте старому сеошнику. Вам приведут кучу успешных кейсов, будут говорить что надо подождать, а потом рассказывать про изменения алгоритмов...
Сейчас в поиске царит рандом. Один день нормально, другой — одни дорвеи в выдаче.
avatar
deke, я тоже не сторонник обращения к сеошникам, самостоятельно делать то, что по силам, хотя бы стоящий контент и активность
Сергей Стаценко, но это тоже ничего не гарантирует. Я больше по Гуглу и там проще было AdWords крутить, чем самому сайт продвигать. Это на интервале 20 лет, поэтому случайные флуктуации исключены.
avatar

теги блога Сергей Стаценко

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн