Блог им. Investillion

Самолет обанкротится? Действительно ли все так плохо у этого застройщика

Вообще вчера я собиралась писать про Озон, а сегодня про Позитив. Но в итоге из-за последних новостей по Самолету вчера достаточно долго пришлось обсуждать ситуацию с коллегами, а кейс интересный, поэтому давайте его сегодня посмотрим.
Самолет обанкротится? Действительно ли все так плохо у этого застройщика

В Самолете стали появляться одна за другой новости сначала о выходе крупного миноритария, Киевской площади, с 10% акций, а затем о том, что один из двух мажоритариев, Михаил Кенин с 31,6% акций также ищет покупателя на свой пакет акций. На этом акции Самолета вчера спикировали, так как это уже несколько похоже на бегство с тонущего корабля.

На случай если вы не знали, то Киевская площадь считается подконтрольной представителям власти и многие считали, что это обеспечивает некоторое покровительство Самолету, за счет чего он, собственно, и рос.

На этом фоне по ТГ-пабликам побежали «инсайды»:

  • что в следующем году Самолет будет банкротиться,

  • что у Самолета все очень плохо и даже землю частично арестовали,

  • что идет распродажа квадратных метров и долей в компаниях, а деньги выводятся заграницу,

  • что у Самолета дефицит оборотного капитала, растут долги перед подрядчиками и субподрядчиками,

  • что у Самолета проблемы с подрядчиками из стран СНГ, которым должен Самолет за работу,

  • что у Самолета «отжимают» бизнес и т.п.

 Что из этого правда если вообще хоть что-то правда без реального инсайда оттуда сказать сложно, но как правило большинство таких слухов на уровне ОБС (одна баба сказала). Сама компания, естественно, все эти слухи опровергает:

«Если бы у публичной компании, которая раскрывает все свои операционные финансовые результаты, были какие-то проблемы, то об этом знали бы банки, об этом бы писали СМИ и так далее. Финансовых проблем нет. Мы проходим все аудиты и проверки, сотрудничаем с крупнейшими российскими банками, то есть очень сложно что-то сделать незаметно», — заверили в ГК «Самолет».


Но мы недоверчивые, поэтому попытаемся проверить сами. Что-то можно попытаться установить или опровергнуть из официальных источников — отчетности Самолета и различных сайтов по проверке арбитражных дел, исполнительных производств и блокировки расчетных счетов по линии ФНС. А им я как правило верю больше ОБС.

Поэтому сегодня я села и перепроверила на официальных сайтах сам Самолет и все его дочки. Результаты — да, нашла несколько свежих судебных дел типа А40-145055/2024 в отношении ООО «Самолет Кутузовский». Есть ряд открытых свежих исполнительных производств типа как в отношении ООО СЗ «Самолет-Заречье» или ООО «СЗ Самолет-Томилино», где наличие невзысканного исполнительского сбора от 01.10.2024 и 28.10.2024 говорит о том, что компания добровольно в течение определенного законом срока не погасила долги и приставы взыскивали их принудительно. А то, что он висит с 01.10.2024 по Самолет-Заречье, например, поныне говорит о том, что денег на счет этой компании за месяц не поступало.

 Самолет обанкротится? Действительно ли все так плохо у этого застройщика

Это уже все плохо? Нет, не совсем. Во-первых, картина среди дочек это не повально у всех, а только у нескольких. Во-вторых — ни одного незавершенного исполнительного производства старше полутора месяцев нет. То есть до этого дочки Самолета исправно платили по взысканным задолженностям и полтора месяца для исполнительных производств это не вот тебе критический срок. Но главное — ни одного ареста земли я не нашла, поэтому в части ареста земли — это уже с вероятностью 99,9% ОБС придумала или что-то неправильно поняла. Арест без судебного процесса и исполнительного производства не бывает. Плюс из состава судебных процессов пока не видно повальных неплатежей со стороны дочек Самолета, а это значит, что скорее всего и все слухи про тотальную нехватку оборотного капитала и массовые претензии подрядчиков — тоже ОБС.

Это значит, что у Самолета все хорошо? Тоже нет, не совсем. Действительно, если начинает выходить крупный мажоритарий это как правило означает, что он не видит перспектив. Плюс новые мажоритарии могут резко менять политику и совершенно не в пользу миноритариев, мы это с вами уже видели на примере Глобалтранса.

Во-вторых, если смотреть отчетность Самолета, то можно увидеть, что у них низкий порог безопасности. Операционной прибыли пока хватает на обслуживание долгов, но что если она снизится (а она должна снизиться), а долги вырастут? Это уже может привести к закручиванию спирали как в Сегеже, когда для обслуживания текущих долгов надо наращивать еще долги.

 Самолет обанкротится? Действительно ли все так плохо у этого застройщика

Есть ресурс у Самолета, чтобы преодолеть это? Да, земельный банк. Если продать, например, четверть земельного банка и сократить задолженность Самолет вполне может выплыть даже в период высоких ключевых ставок. По-крайней мере если смотреть их отчет за 3-й квартал 2024 года — то денежные поступления за счет ранее заключенных договоров просели всего лишь на 3%, хотя новые продажи в кв.м. и в денежном выражении рухнули на 45% и 37% соответственно. Это говорит о том, что какое-то время даже на фоне снижения продаж их денежные потоки могут им позволять спокойно пережить турбулентное время и дожить до оживления спроса. Тем более, что на снижении ключевой ставки или расширении льготных ипотечных программ будет реализовываться отложенный спрос, как это всегда циклически бывает.
Самолет обанкротится? Действительно ли все так плохо у этого застройщика

Да, конечно, все равно останутся риски типа перехода Самолета на модель реализации недвижимости в рассрочку — а это риски того, что в какой-то момент покупатели могут перестать платить по таким договорам и даже расторгнуть их и взыскать уже уплаченные денежные средства. Есть риски, что СВО окончится и покупатели квартир из числа лиц, находящихся там резко снизят своих доходы и тоже не смогут обслуживать свои обязательства по приобретенным квартирам. Но не думаю, что у Самолета доля таких покупателей самая большая. Много на самом деле можно назвать различных рисков, но главный для них пока — их достаточно высокая задолженность.

Я строила различные модели на будущее и при снижении EBITDA начиная со второго полугодия 2024 года соотношение ND/EBITDA стабильно уходило выше 3.0 в район 3.5х. Поэтому с долговой нагрузкой им, конечно, что-то надо делать, но из изучения их отчетности и официальных источников в части судов и исполнительных производств — пока я не вижу тут рисков прямо банкротства и прямо в начале следующего года. Да, будет тяжеловато. Да, за ситуацией надо пристально следить, особенно за динамикой долговой нагрузки, тем более, что чем дольше высокий ключ — тем хуже для них все будет. Да, если не справятся с долгами — рискуют повторить судьбу Сегежи. Да, лично я их не держу, как не держу акции ни одного из застройщиков, так как сейчас мне видится их положение достаточно шатким на фоне сворачивания льготных ипотечных программ. Но пока как будто вчерашняя истерия в духе «Корабль тонет, Самолет обанкротится» видится несколько преждевременной.

PS Лайк — если понравилась статья :-)
Подписывайтесь на мой телеграм-канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!

★1
#3 по плюсам, #15 по комментариям
25 комментариев
скорее всего пакет уйдет втб... 
и будет господдержка как в 2008г… государство будет выкупать по фикс ценам недвигу и недострой… за свеженапечатанные рубли
avatar
ves2010, я вчера слыша версию с банком Дом.рф. Исключить, конечно, ничего нельзя и на мой взгляд для снижения долговой нагрузки Самолету что-то придется делать — или доп.эмиссию и тогда туда может войти банк в капитал какой-то, или продавать землю. Но прямо вот немедленно я не сказала бы, что они уже предбанкротные и с ними что-то должно произойти прямо сейчас
avatar
Investillion, чем у людей головы заняты.
Ты либо шорти, либо купи.
Можно еще кризисным менеджером устроиться,
если Самолет дорог как память.
avatar
Investillion, один их совладельцев — родной брат Воробьёва(губернатора МО) так писали давно в СМИ
avatar
немного улыбнуло. 
Это на Насдак тысячи компаний, а у нас всего 250, если каждый день писать о какой-нибудь, то на год не хватит.

я бы не мучил отдельно Самолёт. есть проблемы во всей отрасли, всем застройщикам надо перезанимать на долговом рынке в 2 раза дороже, чем до 2022го
Николай Помещенко, ну отчего же? Компании-то по 2-3-4 раза в год отчитываются) И это не считая отдельно операционных отчетов, major-новостей и каких-то отраслевых и прочих интересных для инвестиций историй. Я вот не все свое покрытие успеваю на каждом отчете подсвечивать, хотя у меня под покрытием менее 100 компаний
avatar
Investillion, самоотверженно. на самом деле.

отчёты — это хорошо, наверное. за 15 лет может парочку открывал :) 
предпочитаю анализировать ожидания и риски, а не факты. факты в цене.
Николай Помещенко, ну у каждого свой способ как инвестировать, конечно, но я как-то не представляю, чтобы я могла построить форвардную оценочную модель без постоянного анализа отчетности компаний. Кстати, тенденции, ожидания и риски из динамики отчетности очень видны на мой взгляд, но опять-таки способ инвестировать у каждого свой
avatar
Investillion, все мои идеи всегда были вовне того, что творится в кабинете бухгалтера :)
дело ясное, что дело темное
Все застройщики, во всех странах это криминальный или околокриминальный бизнес. Ещё можно давать им в долг, в виде коротких облиг, но покупать из акции… когда есть лукойл, газпром нефть и Сбер… Зачем смысл такой диверсификации инвестиций?
avatar
Максим, зависит от стадии экономического цикла. На выходе из рецессии и снижении ключевой ставки застройщики как правило очень хорошо растут, т.к. начинается реализация отложенного спроса на недвижимость
avatar
Investillion, да но по практике — весь доход перетекает мимо миноритариев в карманы менеджмента и владельцев компании. Миноритарии несколько лет наслаждаются ростом акций/ купонами по облигам, и потом дефолтом  или реструктуризацией/ банкротством. Примеров полно. Голубых фишек — застройщиков не видел ни во одной стране.

Застройщики не должны торговаться на бирже, а их облиги д.б. только для квалов.
avatar
Максим, я как бы не спорю, что в застройщиках риски традиционно повышенные. По отраслевым рискам застройщики вместе с лизингом традиционно наверху списка. Но справедливости ради на пике цикла их вполне можно продавать и на этом зарабатывать
avatar
Investillion, 
1. Когда надо покупать а когда продавать, да и ещё стабильно зарабатывать на этом не знает даже Баффет.
2. Анализировать их отчётность — сомнительное занятие, т.к. там очень много подлога и приписок.
3. инвестировать в  облиги имеет смысл если у  Вас в бухгалтерии самолёта работать мама, тёща на уровне зам. глав буха — т.е. человек  д.б. инсайдером + разбираться в бухгалтерии, а не секретарём  шефа работать и приносить домой корпоративные сплетни.
avatar

Максим, у меня только один вопрос: зачем тогда Баффет анализирует отчетность компаний?)

ЗЫ Манипуляции с отчетностью, кстати, часто видно, если знать где смотреть. Периодически даже пишу про то, что сама вижу

avatar
Investillion, Баффет же анализирует отчётность не всех компаний, а только с честным, профессиональным менеджментом и из отраслей где реально долгосрочно получать деньги. Смысл рытся в навозной куче или анализировать отчётность компаний типа Полюса у которого мажоритарий с сомнительной репутацией или Полиметалла у которого все акционеры — граждане Израиля. Вопрос кидалова миноритариев там просто вопрос времени.
avatar
Обанкротится в первом квартале 2025. Это будет началом кризиса межбанк кредитования, кредитования предприятий и физлиц. Все будут бояться дать друг другу взаймы, что еще больше усугубится высокой ставкой ЦБ.
avatar
Fulgrim, с точки зрения закона, чтобы кто-то начал банкротиться — у него должны быть открытие исполнительные производства на определенную сумму и не менее определенного срока. Я специально в статье подсветила, что у дочек Самолета пока нет ни одного исполнительного производства старше полутора месяцев. То есть никаких оснований для обращения кредиторов с заявлением о банкротстве в отношении хотя бы одной из дочек Самолета на текущий момент нет. Ситуация, конечно, может измениться. Но вот прямо сейчас нельзя говорить о том, что они в предбанкротном состоянии из их исполнительных производств, а арбитражные дела, которые могут привести к открытию новых исполнительных производств — пока тоже единичны. Поэтому я бы не сказала, что они в 1-м квартале 2025 года будут банкротиться. Пока это не следует из арбитражных процессов и исполнительных производств
avatar
Fulgrim,  кому надо ЦБ даст денег. А остальным надо было нормально управлять рисками. Это бизнес, а не собес.
avatar
рядом со мной две стройки самолета: краны работают, бетон льется, этажи растут, фуры снуют, рабочие есть.

Но понятно что деньги нужны, вчера на почту пришло samolet.ru/news/skidka-25-na-1000-kvartir/

Скидка 25% на 1000 квартир
*Акция действует в период с 1 по 30 ноября 2024 года на определенный объем квартир при 100% оплате или не субсидированной семейной ипотеке. 

avatar
Реально хорошая статья, а не пальцем в небо, как у остальных.

откуда народ выдумал, что оно будет банкротится?

 

jaśnie wielmożny pan Szczur, вроде я за 9 месяцев 2024 года операционную отчетность и привела и как раз комментировала тенденцию именно по 3-му кварталу 2024 года. Свежее некуда)
avatar

Investillion, согласен))

 

да и пикирует самолёт медленно, при серьёзных проблемах обычно тонут как петропавловск))


теги блога Investillion

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн