Блог им. MihailVlasenko
Недавно мне попалась интересная статья, где упоминались победители в сфере развлечений:
— в 1995 году шесть студий звукозаписи занимали 85% мирового рынка;
— в 2010 году 10% фильмов дали кинотеатрам половину их выручки;
— в 1999 году шесть киностудий контролировали 80% мирового проката;
— в 2000 году пять издательств печатали 60% американских журналов и газет.
Но почему одним достается все, а другим — практически ничего? В книге «Big Data и будущее развлечений» есть ответ на этот вопрос:
«Лидеры в этой сфере нашли главный элемент успеха: способность платить большие деньги за контракты и раскрутку новых артистов. В 1990-х они тратили по 300 тысяч долларов на продвижение одного альбома — деньги, которые другие компании не могли себе позволить.
Многие их проекты проваливались, но успешные альбомы с лихвой окупали эти убытки. В этом отношении крупные компании действовали как венчурные капиталисты. И из-за своего размера они могли пережить полосу неудач, в то время как мелкие лейблы разорялись».
Это касается не только сферы развлечений, но и других отраслей бизнеса. Так в 1975 году в Америке 100 крупнейших компаний давали 49% всей корпоративной прибыли. К 1995 году этот процент вырос до 53, а уже в 2015 году на них приходилось 84% всей прибыли.
Все это отражается и на фондовом рынке, где лидеры укрепляют свои позиции, а у проигравших дела идут все хуже и хуже. Например, недавнее исследование показало, что весь столетний рост американскому рынку обеспечили лишь 1092 акции (4,3% от общего количества!).
История нашего рынка гораздо короче, но на нем видны те же самые тенденции. Как-то я уже писал о портфеле лидеров — если бы вы купили акции 20 крупнейших компаний, то за 10 лет опередили бы индекс Мосбиржи на 32%.
Так происходит не только потому, что крупный бизнес гораздо устойчивее и может скупать своих конкурентов. Отчасти виновата и наша психология — мы охотнее покупаем то, что растет, и тем самым подталкиваем акции еще выше.
Для компаний это тоже большой плюс — чем выше интерес к их бумагам, тем легче им привлекать финансирование и развиваться. Победитель действительно получает все — внимание инвесторов и клиентов, деньги и отличные перспективы.
Фондовый рынок — это отражение нашей жизни. А в нашей жизни все меняется, поэтому и победители рано или поздно сходят со сцены. Так что лидеры (и их инвесторы) всегда должны быть в тонусе — вот что писал об этом Джефф Безос:
«День №2 — это застой. За ним следует бесполезность. За ней идет мучительный, болезненный упадок. А потом следует смерть. Поэтому мы всегда живем в Дне №1».
Инвесторам следует помнить о двух вещах — победитель получает все, но у его лидерства нет никаких гарантий. А значит нужно диверсифицировать и самим постоянно развиваться :)
*****
Приглашаю вас в свой канал Финансовый Механизм — там я публикую ежедневные обзоры и пишу свои мысли по рынку.