Как карго-брокер, я глубоко в теме нефтетрейдинга, и получив 27 страниц проекта санкций ещё вчера утром я был обескуражен. Собственно, на этом нефть и дизель скакнули на биржах. Все участники рынка восприняли это как факт, что, собственно, в 10 утра по Нью-Йорку фактом и стало. Кстати, проект санкций интересен для чтения тем, что там указаны причины. В самих санкциях причины уже не указаны или указаны в сокращении.
Попробую на пальцах объяснить как работают эти конкретные санкции. Вот вы, к примеру, африканская тумба-юмба и чихать хотели на санкции. Говорите трейдеру (а их много перечислено в списке) привези ка мне милый 30000 тонн дизеля. В Африке на дизеле очень много электричества вырабатывают. И вот трейдер говорит: «не вопрос! А как вы нам заплатите?». И тут начинается самое интересное — любой банк в любой валюте, даже Тумба-юмбы — имеет отношения с другими банками. И поэтому, если он заплатит этому трейдеру, или любому аффилированному лицу или компании (смена юр лица не поможет поэтому), то он МОЖЕТ попасть под вторичные санкции.
Допустим этот банк только с тугриками работает, но у него же есть куча контрагентов которые работают не только с тугриками. И эти контрагенты ТОЖЕ могут попасть под вторичные санкции. По сути, этот банчок из Тумба-юмбы может скомпрометировать всех. Получается что тумба-юмба может заплатить только «впотай», криптой какой-то или как-то ещё.
Но американцы не дураки, и ввели санкции против страхователей грузов и для надёжности против кораблей. Это сигнал всем корабелам — будете такое возить — ждите санкций. Всем страховщикам — будете такой страховать — ждите санкций.
Какое же решение для Тумба-юмбы?
Тумба-юмба говорит: будем покупать, но только соблюдая санкции и ценовой потолок, перевозя товары правильными танкерами и правильными страховками. Причём умышленно не все производители нефтепродуктов в санкциях и не все трейдеры. Например Лукойл не в санкциях (сам Аликперов при этом под санкциями), трейдер Лукойла — LITASCO — тоже не в санкциях. Потолок по нефтепродуктам очень комфортный: 100 долларов за баррель, реальные цены в пересчёте на баррель сейчас сильно ниже (80-85 на разные нефтепродукты из 🇷🇺).
То есть эти санкции, по сути, не про финансы буквально, а про ДОМИНИРОВАНИЕ.
Они прямо говорят — обязаны соблюдать их. То есть сейчас у 🇷🇺 выбор из плохого и ещё худшего:
Или согласится с санкциями и ПОДЧИНЯТЬСЯ ИМ ФАКТИЧЕСКИ, или, де факто, лишиться очень значительной части рынка. Причём на этот раз именно дальние рынки в этом случае закроются почти сразу. Если, конечно, вторичные санкции реально будут применять.
С нефтью ситуацию поставили ещё жёстче. Тут ультиматум: или вы роняете цены до 60 долларов (дисконт 20 баксов от текущего рынка), или лишаетесь возможности продавать вообще. Текущий реальный дисконт был на разные сорта от 1-2 долларов до максимум 10. Лёгкую нефть брали в основном 🇨🇳, и, как видите, они на опережение закрыли свои порты для санкционных танкеров.
Фактически, это удар и по финансам, и, самое главное, по самолюбию, по самооценке, по гордости и независимости. Ситуация, не побоюсь этого слова, уникальная.
Не думаю, что сейчас США получит удар. Но выведение части нефти с рынка приведет к некоторому росту цены на неё и будет неприятно многим странам.
Теоретически можно договорится с саудитами, чтобы слегка прижать их поставки, опять же, выиграв за счет цены.
Ну и никто не запретит сделать танкеры мишенью для отморозков, среди коих не только хуситы. Тем более, что и предлог есть — Израиль.
Многим в мире это не понравится.
А в общем, долго гегемон раскачивался, возможно, упустил время.
SergeyJu, так и сколько?
P.S. Пишут, что экспорт Финляндии за год сократился на 30%. Как-то же они это переживают.
Штрафы и пени, поступающие в бюджет — просто копейки по сравнению с основными бюджетообразующими налогами.
Попробуйте все же отделять мух от котлет.
этими «санкциями» просто дают возможность сохранить лицо перед лохторатом)
Я думаю они ударят достаточно сильно. Отличий от предыдущих раундов несколько:
1) до сих пор США всегда избегали подходов которые могли привести к выдавливанию нашей нефти с рынка. Цель была — снизить выручку не трогая объемы. Йеллен об этом говорила. Не хотели роста цен на бензин для американцев. Сейчас впервые все иначе, нефти много нарынке, поэтому подход другой
2) массовый удар по танкерам, которые легко отслеживать и контролировать. Пришел танкер в порт, разгрузился, значит порт нарушает. Повод пообщаться. результат — Шандонг отказался принимать санкционные суда. Это 700 тыс баррелей в день нашей нефти. Санкции США на суда работают вполне, пример — тот же Новатэк, где судно плавало плавало и вернулось назад с грузом
3) комплексный удар по инфраструктуре поставок — сами нефтяники, страховщики, трейдеры, суда опять же. Комплексный блок обойти будет более сложно, чем урывчатые санкции на отдельные элементы цепи
это не пройдет так просто как Моекс отторговал вчера