$€ Прогнозы, прогнозисты, и все те кто это слушает. Вся эта единая информационная среда существует в бесконечном цикле само воспроизведения.
Прогнозисты пытаются предугадать будущее и получить все лавры высоко интеллектуального провидца. Потребители всё время подлавливают их на ошибках, обличая в каждый удобный момент.
Сегодня попытаемся остановиться на короткий момент в этом бесконечном цикле, и посмотреть на все это со стороны. В первую очередь с целью получения пользы для потребителей. Парим над схваткой…
КАПРИЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГНОЗОВ.
1. Суть прогнозов.
Что такое экономический прогноз по своей сути? Мы смотрим, что было в прошлом, ищем схожие ситуации и переносим это на будущее.
Соответственно если происходит что-то, что уже было или очень похожее, то мы просто экстраполируем это на текущие события.
При этом экономика циклична. За ростом идёт спад, и наоборот.
Эти утверждения являются основой. И на этой основе можно сделать следующие выводы, по всем экономическим прогнозам.
— Любой прогноз о спаде/росте экономики сбудется. Рано или поздно. Поэтому если не называть сроки, или делать это максимально неопределённо, то можно быть правым с вероятностью 100%. Чуть раньше или чуть позже.
— Если прежде похожие события не происходили, то прогнозы будут максимально не верными.
Давайте рассмотрим последний и самый показательный пример, который возьмём за основу. Он показал, как ломаются все прогнозы. Это CBO.
Однозначно, таких событий с таким набором схожих факторов ещё никогда не было. Вторая мировая — это слишком крупное событие, по сравнению с CBO. Афгaн и Чeчня слишком мелкие события.
Такой широкий набор различных санкций применяется впервые. Тем более на такую крупную страну, как Россия. Страну, от которой в энергетическом плане зависит очень много стран. В итоге получили набор событий, которые не похожи ни на что другое в прошлом, по совокупности факторов. Что и привело к ошибочным прогнозам следующих участников:
Крупные и известные экономисты в России. Их много кто ошибся. В памяти профессор Зубаревич, которая столько на спрогнозировала в 2022, что ей скорее всего хочется провалиться сквозь землю, когда она видит свои старые интервью.
Так же не угадали крупные иностранные экономические субъекты как МВФ и другие подобные, которые ошиблись не менее показательно.
Ну и ЦБ с его прогнозами по инфляции на 2024 год стоит особняком. Если ЦБ не смог спрогнозировать инфляцию в России, то кто тогда должен это суметь?
Что можно сказать о текущей экономической ситуации исходя из всего вышесказанного? В чем её непохожесть. В первую очередь — это искусственный интеллект, криптовалюты и интернет торговля.
Этого не было 20 лет назад. Соответственно, очередное экономическое потрясение в мире будет непохожим на те, что были прежде. Потому что тогда не было этих новых технологий.
Отсюда можно сделать вывод, что новый экономический кризис будет непохожим на другие. И поэтому его невозможно спрогнозировать. И так же невозможно оценить его последствия и сформировать механизм его недопущения.
Плюс, не забываем как много вокруг переменных. Возьмём в пример прогнозы по экономике России. Она зависит от цен на нефть, политических событий, действий руководства страны итд итп. Возьмём только цены на нефть. Они зависят от спроса и предложения. От войн на Ближнем Востоке. От санкций на основных производителей. От погодных условий. От хуситов в красном море. И вот от совокупности таких мелких и разных факторов зависит ситуация в экономике России. Естественно всё это просчитать невозможно.
2. Спрос на прогнозы.
Помимо сути прогнозов которые упомянул выше, есть фактор спроса. И если прошлый пункт указывает на слабые места прогнозистов, то этот подчёркивает изъян потребителей.
Большинство из нас предвзято относятся к информации. Мы имеем определённое мнение, и более склонны воспринимать информацию, которая подтверждает наше восприятие действительности. И в наше время интернета, где у социальных сетей есть вся поведенческая информация о нас, эта проблема усугубляется.
В итоге информация просто подстраивается под спрос. Это основа рыночной экономики. Есть спрос — есть предложение. Приведу два примера. Экономисты Хазин и Липcиц.
Хазин — это про «америке конец». Все те кто ждут развала США и исчезновения долларовой системы слушают/смотрят его долгие годы. Им это нравится. Они согласны с таким вариантов развития. Соответственно, для них он и создаёт свой контент.
Липcиц — это другое направление. Крах Российской экономики, гиперинфляция и всё что соответствует этому ходу мыслей. И на это направление тоже очень большой спрос. Этого «беднягу» таскают по всем Уkpaинским и Российским оппозиционным каналам.
Я не знаю, есть ли у него время на что-то другое? Но его зовут везде. И везде он говорит про финансовый крах России. И говорит он об этом несколько лет. Но в последнее время прям везде-везде. Естественно, не бесплатно. Наверное неплохо зарабатывает.
Но вопрос не в этом. Мы должны понимать, что это не совпадение. Не просто так его приглашают. На него как и на Хазина, тоже есть свой спрос. Многие его слушают. Авторы новостных каналов видят это по своей метрике и зовут его ещё чаще. Так люди слушают всё больше и больше того, кто говорит им то, что нравится.
В итоге, если вы хотите прогноз о крахе доллара — пожалуйста. Хотите финансовый кризис в России вот скоро уже совсем чуть-чуть — слушайте сколько влезет. К чему это приводит? Прогнозы превращаются в обычный телевизионный контент. Так же как люди любят боевики, мелодрамы или комедии, так же они любят определённые новости.
В итоге источники прогнозов подстраиваются под потребителей. Так хвост начинает вилять собакой. Прогнозы — это товар. Если твои прогнозы никому не интересны из-за того что не нравятся, то ты либо подстраиваешься под спрос, либо никому не интересен.
Что в сухом остатке?
Экономические прогнозы отказываются часто неверными в новых, ранее не происходящих обстоятельствах.
Спрос формирует наполнение прогнозов. Что снижает их качество и возможность эффективного использования.
Поэтому будьте максимально отстранены от прогноза. Старайтесь смотреть на него со стороны. Максимально не предвзято, с поправкой на ваши внутренние хотелки. Не забывайте, что прогноз — это ничто иное как попытка предугадать будущее. А видеть будущее никому не дано.
На мой личный взгляд, правдивые и точные сухие данные — это лучше любых прогнозов.
Спасибо за внимание. Ваш Sol. $€🤝
Мой Telegram про инвестиции.
t.me/SolomonTrade
Ни одному «еврею» не под силу остановить наступление весны. Ой, как так весна то наступает каждый год, а тут только что кукукали, что будущее знать не дано никому )))
короче написали 6 томов
ничего не сбылось из прогнозов
делать прогнозы это то же бизнес типа цыганского и древний