Церемония вручения премии «Оскар» 2 марта блистала гламуром, роскошью и… обилием крови! Socionnomic объясняет, почему этот год стал «переломным» для насилия в кино.
В воскресенье, 2 марта, весь мир наблюдал за 97-й церемонией вручения премии «Оскар». В этом году она полностью оправдала (или даже превзошла) свою репутацию мрачного кино — и дело вовсе не в сбое потоковой передачи Hulu в разгар мероприятия! Речь о темах, затронутых в номинированных фильмах.
AV Club, 26 февраля:
Переломный год для кровавых сюжетов: ужасы на «Оскаре» 2025 года.
С пятью номинациями у «Субстанции» и четырьмя у нового ремейка «Носферату» этот год стал знаковым для жестоких и мрачных фильмов на церемонии вручения премии «Оскар».
Однако редко бывает, что в числе номинантов на «Оскар» оказываются сразу два крупных фильма ужасов, особенно когда их принадлежность к жанру не вызывает никаких сомнений.
Хотя шокирующее изобилие крови может удивлять, сам факт проникновения фильмов ужасов на престижную премию «Оскар» вполне закономерен. В ноябрьском выпуске журнала *Socionomist* за 2024 год моя статья «Социальное настроение превращает ужас в новые страхи» объясняет, почему это происходит.
Социономика уже несколько десятилетий рассматривает жанр ужасов как отражение негативных социальных настроений.
Рост цен на акции, являющийся индикатором общественного настроения, как правило, совпадает с увеличением качества и популярности анимационных сказок Disney. Напротив, падение фондового рынка часто сопровождается всплеском оригинальности и популярности фильмов ужасов.
В октябре 2010 года *Socionomist* представил обновлённую диаграмму индекса Dow Jones, скорректированную с учётом инфляции (в реальных деньгах), сопоставив её с ключевыми фильмами Disney и фильмами ужасов за последнее столетие. В издании отмечалось:
«Когда тренд восходящий, фильмы, как правило, затрагивают более разнообразные темы, представляют чёткое разделение на героев и злодеев, а лёгкий, жизнерадостный контент становится популярнее. В периоды нисходящего тренда, как это было в 1970-х, кинематограф насыщается мрачными сюжетами, а моральные границы персонажей становятся размытыми».
Что подводит нас к сегодняшнему дню.
Факты подтверждают, что фильмы ужасов — будь то с сумасшедшими клоунами, психопатами или дьявольскими персонажами Disney — за последнее десятилетие показывают потрясающие кассовые результаты.
Устойчивое снижение социальных настроений (отражённое в диаграмме мировых акций, скорректированных с учётом инфляции) с момента пика 2000 года приводит к тому же росту популярности ужасов, что стало очевидным трендом в последние годы.
Что касается «тёмных тем», которые захватывают господство на большом экране, то 2 марта церемония вручения премии «Оскар» вознесла (и вручила золотую статуэтку) фильм ужасов с такими ужасающими сценами, что «люди, которые не могли этого вынести, уходили с каждого показа» (AlJazeera, 3 февраля). И это ещё не всё — другие победившие фильмы также затронули такие темы, как «шаткое существование» русско-американской стриптизёрши/работницы секс-индустрии, насилие и жестокость в контексте продолжающегося конфликта между Израилем и Палестиной, а также «давние травмы и последствия» Холокоста.
Социономика отмечает первые признаки перемен во всех сферах человеческого воздействия — от политики и поп-культуры до кино, моды, экономики и многих других — ещё до того, как эти изменения будут официально признаны «переломными моментами». Полную версию статьи на обложке журнала *Socionomist* за ноябрь 2024 года «Социальное настроение превращает ужас в новые страхи» можно прочитать в библиотеке «Лучшего» выпуска журнала *Socionomist*, начиная с июля 2004 года, с подпиской Socionomic.
Источник
Мы также переводим непубличные статьи из MyEWI, где публикуется более детальная информация.
Подписаться