Блог им. Investovization
Приветствую на канале, посвященном инвестициям! 07.03.25 вышел отчёт по МСФО за 2024 г. компании Совкомфлот (FLOT). Этот обзор посвящён разбору компании и этого отчёта.
Больше информации и свои сделки публикую в Телеграм.
Совкомфлот (Современный коммерческий флот) — крупнейшая судоходная компания в РФ, лидер в области морской транспортировки нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа. Компания специализируется на операциях в сложных климатических и ледовых условиях.
Основные направления деятельности:
Группа СКФ – интегрированный судоходный холдинг, она выступает одновременно и владельцем, и оператором флота. В состав группы СКФ входит ПАО «Новошип» (Новороссийское морское пароходство).
Совкомфлот обеспечивает перевозку порядка 12% от общего объема российских нефти и газа. А основной объем российского экспорта нефти и газа перевозят иностранные судовладельцы.
82,8% акций принадлежит государству.
В феврале 2024г. США ввели блокирующие санкции против Совкомлофта. 24.06.24 Евросоюз включил Совкомфлот в 14-й пакет санкций. А в 2025 году США объявили о санкциях в отношении 69 судов Совкомфлота. Также ЕС включил в санкционный список 74 танкера. Совкомфлот сообщил, что санкции против судов создают дополнительные операционные сложности в их эксплуатации. Компания допускает сокращение платежей по некоторым договорам тайм-чартера.
В начале 2024 года акции Совкомфлота установили максимум, но с тех пор идёт снижение. За прошлый год падение составило 35%. Динамика с начала 2025 года околонулевая.
Текущие котировки – средние с моментам IPO (октябрь 2020 года). На данный момент акция торгуется в широком треугольнике.
Совкомфлот из-за санкций не публикует операционные результаты.
По флоту есть информация на 31.12.2021. Также 25.09.23 генеральный директор дал интервью, из которого известно, что на тот момент у компании около 100 крупнотоннажных танкеров. Плюс еще есть газовозы и ледоколы.
Деятельность Группы подразделяется на два основных бизнеса: индустриальный и конвенциональный (танкерный). Индустриальный состоит из шельфовых проектов и перевозки газа, а танкерный – из перевозки сырой нефти и перевозки нефтепродуктов.
Индустриальные сегменты обеспечивают стабильный и предсказуемый денежный поток за счет наличия долгосрочных контрактов.
А доходы от танкерных сегментов зависят от рыночной конъюнктуры, которая последние 3 года была благоприятной на фоне возросшего спроса на танкеры с учетом увеличения протяженности маршрутов перевозок нефти и нефтепродуктов.
Для снижения зависимости доходов от рисков волатильности танкерного рынка компания проводит работу по увеличению объема долгосрочного гарантированного денежного потока за счет заключения новых тайм-чартерных соглашений в танкерном сегменте бизнеса.
Мировые ставки на танкеры типа Aframax, предназначенных для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов, постепенно снижаются уже 3 год, но по-прежнему остаются относительно высокими, в районе 30 тыс. $/сутки. Цены в 2024 году в среднем на треть были ниже г/г.
Санкции привели к дефициту танкерного флота в РФ и к увеличению транспортного плеча. Вследствие этого ставки на фрахт из российских портов выросли в разы. Например, глава компании сообщал, что ставки на фрахт из российских портов в марте — мае 2022 года достигали 300 тысяч $/сутки! С тех пор Совкомфлот получал сверх прибыли. Но точной информации по текущим ставкам Совкомфлота нет.
В СМИ сообщали, что из-за санкций, которые привели к дефициту танкеров, в начале 2025 года ставки на перевозку российской нефти снова резко подскочили.
Как быстро и легко разбираться в финансовой отчётности, простыми словами рассказывается в соответствующих видео на наших YouTube и RuTube каналах.
Результаты за 2024 год:
Санкции и снижение цен повлияли на снижение выручки. Расходы при этом заметно подросли. Таким образом, операционная прибыль упала в 2 раза до 44 млрд. Ещё компания отразила 7 млрд убытка от прекращения признания активов. Но это компенсировали положительные чистые финансовые доходы на 6 млрд. В итоге ЧП снизилась в 2 раза.
Результаты 2024 хуже г/г, но при этом лучше, чем в предыдущие годы.
Последние 5 кварталов видим планомерное снижение финансовых результатов. При этом 4Q 2024 оказался худшим за последние 2 года, к тому же ещё и убыточным.
Таким образом, чистый долг 1₽ млрд (-95% г/г). ND/EBITDA ≈ 0. Финансовое положение устойчивое. Компания воспользовалась циклом роста ставок для снижения долговой нагрузки.
Результаты за 2024 год:
Компания скрывает точный размер капитальных затрат, разве что ранее ген директор сообщал, что инвест программа 2024 года оценивается в 0,5-0,6$ млрд. Но в любом случае, свободный денежный поток положительный, в районе 45 млрд.
Согласно дивидендной политике Совкомфлот направляет на дивиденды не менее 25% от чистой прибыли. Но последнее время, как гос компания, СКФ платит не менее 50% от скорр ЧП по МСФО.
Суммарные дивиденды за 2023 год составили 17,59₽. Это 18,5% к текущей цене акции. Было распределено 41,8млрд, что составляет 50% от ЧП скорр.
За 2024 год заработано ориентировочно 9,7₽ (около 10% доходности). Но в компании отметили, что дивиденды по результатам 2024 года будут определяться в рамках действующей дивидендной политики, с учётом обеспечения стратегического развития, в том числе в контексте санкционных ограничений. Т.е. возможно, дивидендов и не будет.
Перспективы связаны с развитием флота. На данный момент точное количество судов не известно. Но судостроительная программа до 2023 составляла 32 судна, небольшая их часть была принята в эксплуатацию. Но в ней уже были корректировки, т.к. она гибкая и привязана к реализации текущих масштабных энергетических проектов.
Также в декабре 2023г. менеджмент сообщал, что: «около половины флота (в конвенциональном сегменте) перешла на долгосрочные контракты — это, пожалуй, наиболее существенное трансформационное событие для компании в текущем год». Средний срок контрактов 8 лет. Т.е. несмотря на падение ставок, — это должно помочь обеспечить хорошие финансовые результаты ближайшие годы.
По мультипликаторам компания оценена средне относительно исторических значений:
Совкомфлот – одна из крупнейших в мире компаний по морской транспортировке углеводородов.
Санкции и снижение ставок на фрахт негативно сказываются на результатах, которые в 2024 оказались хуже г/г, но при этом, это второй результат в истории. Провальным оказался 4 квартал, когда компания отразила убыток. Финансовое положение устойчивое. FCF положительный.
Ориентировочная дивидендная доходность по итогам 2024 года в районе 10%. Но из-за санкций выплаты могут снизить или отменить.
Перспективы связаны с реализацией судостроительной программы. Риски: снижение ставок на фрахт, санкции, налоги.
Мультипликаторы средние. В текущей ситуации, расчетная справедливая цена акций 85₽.
Текущий отчет мне не понравился, поэтому я продал акции компании. Прибыль 16% менее, чем за 3,5 месяца. Напомню, что о всех своих сделках пишу в нашем телеграм канале.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
-----------------------------------------------------------
Благодарю за лайки и подписку на наши каналы: