Правильный мультипликатор для IPO
✅ 5 Выводов в конце статьи
Инвесторы задают один и тот же вопрос: как выбирать компании. В каких размещениях участвовать, а в каких – нет. Проблема в том, что часто эмитенты выглядят «дорогими» по мультипликаторам, но на самом деле таковыми не являются. Сегодня поговорим о формуле P/Е и ее использовании.
P/E расшифровывается как Цена/Прибыль. Прошлые прибыли ничего не говорят нам о новых. Даже если мы исследуем компанию, которая уже давно в рынке, изучать P/E за 10 лет – это абсолютно бесполезная трата времени. Деление цены акции на прибыль прошлых периодов не поможет вам с прогнозом.
Можно использовать ожидания по прибыли, это, конечно, даст больше пользы, но ожидания тоже «облокачиваются» на прошлое, и все прогнозы зависят от того, что было раньше.
Когда компания впервые выходит на рынок, у нас и вовсе нет истории цены акций – ориентироваться тут еще сложнее. По этой причине даже многие профессиональные инвесторы не покупают компании без истории торгов. Ждут несколько месяцев, а то и лет, и только затем инвестируют. Как вы понимаете, этот подход – причина упущенных возможностей.
Итак, в P/E в числителе – цена. Повторимся, даже для компании, которая давно торгуется, цена – лишь зеркало прошлых результатов. Когда рынок растет, цена находится на максимальных исторических значениях и коэффициент P/E на максимуме!
Когда рынок падает, в цену акции закладывают возможную просадку. А если заложили намного больше (ведь всегда предполагают худший сценарий) – происходит МАГИЯ фондового рынка: акции отскакивают первыми, еще до того, как вырастут будущие прибыли. Именно поэтому в этот момент коэффициент P/E тоже такой высокий!
Цены на акции всегда смотрят в будущее, всегда двигаются первыми и работают на опережение! Компании, только выходящие на рынок, часто имеют «нарисованный» числитель. Он, безусловно, не взят с потолка, это комбинация оценки инсайдеров («заинтересованных лиц») и организатора IPO.
Знаменатель же нарисовать невозможно, у него есть история и прогноз. Реальность прогноза зависит от реализации планов эмитента. Опытный аналитик всегда рассчитает потенциал роста выручки компании.
Выбор будущих чемпионов или какие акции надо покупать
Выводы:
1. Если размещение IPO происходит в начале растущего тренда, создается «разрыв» – цены на акции (числитель) идут вверх, а прибыль (знаменатель) какое-то время стоит на месте.
(Отсюда псевдогуру и делают выводы – акции переоценены, а растущие рынки смотрят в будущее и прямо сейчас закладывают в цену часть дальнейшего роста прибыли!)
2. Наша задача – понять, есть ли реальные причины для роста. Но об этом мы поговорим в следующих постах (спойлер: помимо уникальности бизнеса эмитента, ему помогут новые технологии и инфляция).
3. Успешный бизнес растет и при высоких ставках потому, что его рост намного больше текущих ставок. Издержки по кредитованию имеют небольшой «вес» в их общем объеме.
4. Выбирайте тех, у кого нет долгов или есть кэш, а маржа бизнеса значительно больше издержек.
5. IPO проводят ради увеличения бизнеса и будущий план развития выглядит логично и прозрачно.
Не используйте формулу Р/Е формально, поймите ее суть с учетом описанных выше нюансов, тогда вы – успешный IPO-инвестор!
Не является инвестиционной рекомендацией. Наш бизнес — образование.
t.me/pro100IPO
#мультипликатор
Чаще всего в числителе стоит план по прибыли компании.
И там врут.
Например PT. Соврать о планах, распиариться, взвинтить цену на акцию, бахнуть допку, а потом: «нешмагла». И все с носом, а бабки фейерверком на празднике в Лужниках...
Совет один — слушайте не эмитента, а рынок. Смотрите аналитику, но делайте поправку на автора и заказчика отчета. Ну и не играйте в рынках в которых ничего не понимаете )