Блог им. ChuklinAlfa

ДВМП: сказка закончилась?

ДВМП: сказка закончилась?
Источник: financemarker.ru

В 2023 году ДВМП был одной из самых любимых акций у частных инвесторов, в частности из-за потрясающего роста самого бизнеса после смены владельца. Но в 2024 году что-то сломалось. Финансовые результаты не радуют, дивидендами не пахнет, котировки сократились почти в 2,5 раза. Что происходит?

✔️Во-первых, происходит то, о чём я много раз предупреждал: инвесторы переоценили акцию, возложив на неё слишком много надежд. В результате реальные финансовые результаты разочаровали, что привело к падению котировок до уровня справедливых. Это закономерный итог.

✔️Во-вторых, сильный рост показателей оказался разовым явлением, о чём я тоже предупреждал: введение санкций и блокировка европейских портов оказались шоковым явлением, в результате чего торговля частично переориентировалась на восток и ДВМП оказался в форватере изменений. Но постепенно бизнес и население адаптировались к реалиям СВО, в результате для сохранения конкуренции менеджменту ДВМП пришлось сокращать тарифы. 

В результате, несмотря на рост операционных показателей, денежные результаты оказались хуже ожиданий. 

Так, за 2024 год объемы международных морских перевозок группы Fesco (куда и входит ДВМП) увеличились на 20% и составили 501 тыс. TEU.

Однако выручка за тот же период выросла всего на 8% до 184,9 млрд рублей, хотя должна была по логике вырасти двузначными темпами.

При этом в 1 полугодии выручка вообще сократилась на 14,6% относительно показателя годом ранее — до 78,37 млрд рублей, а прибыль от операционной деятельности снизилась в 3,8 раза — до 8,25 млрд рублей.

«В 2022-2023 годах на фоне введения санкций и геополитической нестабильности на рынке российских контейнерных перевозок наблюдалось снижение объемов перевозок через порты балтийского бассейна и рост перевозок через Дальний Восток и Новороссийск с последующей стабилизацией динамики объемов перевозок в первом полугодии 2024 года. Прирост перевозок через Дальний Восток в 2022-2023 годах был обусловлен переориентацией логистических цепочек в сторону стран-партнеров. В первом полугодии 2024 года объемы экспортно-импортных перевозок демонстрируют стабильный уровень относительно сопоставимого периода», − указала компания в своём пресс-релизе.

❌Кроме того, есть ещё одно «узкое» место: ограничения пропускной сети РЖД, действующие и на экспортные, и на внутренние перевозки. Это бутылочное горлышко ДВМП не может ни проконтролировать, ни обойти. А значит, оно продолжит влиять на товарооборот и на финрезы порта, который, если что, тоже частично платит за перевозки.

Операционные расходы компании выросли на 13,7% — большими темпами, чем выручка. Валовая прибыль в результате сократилась с 74,16 до 73,73 млрд рублей. Вроде немного, но…

Выросли также и другие расходы и амортизация, в результате операционная прибыль упала с 38,3 до 36,2 млрд рублей.

Также компания вынуждена была набрать долгов иувеличить почти в 2 раза (до 6 млрд рублей) проценты на их обслуживание. Убытие ликвидных денежных средств привело к снижению процентного дохода до 0,929 млрд рублей. Кроме того, доход от курсовых разниц за счёт укрепления рубля упал с 8,4 до 4,3 млрд рублей.

Вот вроде всё мелочи и мелочи (а ещё налог на прибыль вырос с 4,987 до 7,117 млрд рублей), но всё это подточилочистую прибыль, которая сократилась с 37,7 до 26,784 млрд рублей. 

Скорр. на курсовые разницы ЧП упала с 46,1 до 32,2 млрд рублей.

Отмечу ещё два момента.

  1.  По отчёту РСБУ Fesco допустила убыток размером почти в 350 млн рублей против прибыли в 5,95 млрд рублей годом ранее. Основных причин две: снижение выручки на 4,3% до 8,36 млрд рублей (т.е. основной бизнес принёс меньше денег), а также снижение в 3,4 раза дохода от участия в других организациях до 3,27 млрд рублей. Иными словами, дивиденды с дочек не поднимали. Очевидно, что компания не намерена пока делиться дивидендами с акционерами, да и вообще переводить денежные потоки на головной офис – обычно это значит, что менеджмент ожидает тяжёлые времена и предпочитает не нести лишних расходов, оставив деньги «на местах».
  2.  И вот второй момент, возможно, проясняющий причину этого: огромный рост дебиторской задолженности – с 37,889 до 71,724 млрд рублей! Иными словами, это деньги, которые должны компании и которых у неё по факту нет. Т.е. ДВМП отгрузил некий товар, но оплаты за них не получил – т.е. расходы есть, а прибыли нет. И контрагент может не заплатить. Конечно, не потому что он плохой – а потому что у него, в свою очередь, могут быть кассовые разрывы или временные трудности с оплатой. 

И чем дольше сохраняется высокая ключевая ставка, тем сложнее бизнесу и тем больше неплатежей и кассовых разрывов будет проявляться. Видимо, ДВМП готовится к возможному каскаду банкротства дебиторов.

В общем, пока ситуация не очень. И проблема в данном случае не в бизнесе ДВМП, где пока всё в порядке – а проблема в общей экономической ситуации, когда появляются риски неплатежей контрагентов, а также приходится снижать тарифы на перевозку для поддержания конкуренции. При этом расходы никуда не деваются, а с ростом операционных показателей даже растут.  

У ДВМП тяжёлое наследство, которое досталось от бывших не очень добросовестных владельцев. И в идеальной ситуации новому менеджменту понадобилось бы 2-3 года просто для восстановления резервов и увеличения объёма оборотного капитала. Но СВО и начавшиеся торговые войны грозят новыми вызовами компании. Посмотрим, как она с ними справимся. 

Пока идеи в ДВМП не вижу, справедливая стоимость около 50 рублей, т.е. максимально близко к текущим котировкам.

Уважаемые коллеги, приглашаю в телеграм-канал, в котором я разбираю финансовые отчёты, анализирую бизнес компаний, а также даю комментарии и отвечаю на ваши вопросы https://t.me/+qKgMZlaTaqZlN2Iy

  • обсудить на форуме:
  • ДВМП
2 комментария
Мне ценнно ваше мнение и анализ. Подписался. Совет: старайтесь избегать фраз типа «о чём я много раз предупреждал», «о чём я тоже предупреждал». Суетливость  не к лицу грамотному специалисту.
avatar
Неужели на базе отчетности можно принять решение об инвестициях?.. Это зеркало заднего вида. А вот история про перестройку глобальных цепочек торговли очень интересная история и описать возможные сценарии — это не тривиальная, но интересная задача

теги блога Михаил Чуклин

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн