Блог им. dad_business
Натягиваешь, а тебе ещё деньги платят. Что может быть приятнее?! Героиня сегодняшней статьи была одной из первопроходцев в своем городе по натяжным потолкам.
Как и Батюшка, на этой платформе. Авторов-то много, а читать особо и нечего, кроме моего блога и ещё парочки… Радуйтесь, пока я жив.
Данная статья написана на основе интервью с главным героем истории или взята из открытых источников и адаптирована. «Все истории вымышлены, а совпадения случайны». Некоторые фотографии могут быть взяты из интернета для создания атмосферы и глубокого погружения в рассказ.
На дворе 2006 год… Эпоха расцвета предпринимательства, когда каждый второй мечтал стать олигархом, а каждый первый — хотя бы перестать жить от зарплаты до зарплаты (года идут, а желания всё те же).
Я, как истинный экономист, в то время героически перекладывала бумажки в строительной фирме. Моя жизнь состояла из смет, актов и бесконечных звонков подрядчикам. Но работа была душевная, и мне она даже нравилась. Особенно когда приезжал важный дядя из банка, и мне приходилось изображать из себя эксперта по «вот этим вот штукам на стройке».
Компания была небольшая, я была руководителем экономического отдела (там было 3 человека всего, зато как звучит, правда?), и чуть что — я встречала всех проверяющих, договаривалась и благодарила за временную слепоту инспекторов.
А ещё там я познакомилась со своим вторым мужем (да, офисный роман — классика жанра). В общем, всё было прекрасно… кроме зарплаты.
А денег, между прочим, хотелось. Я же была матерью-одиночкой, с кредитом на машину, которая ломалась чаще, чем ездила, с квартирой, доставшейся от бабушки и, конечно, требующей глобального ремонта.
Алиментов не было. Вместо них — раз в сезон новая кофточка для ребёнка.
Поварившись в строительной теме, я возомнила себя гуру отделки и решила: а почему бы не открыть свой бизнес?..
Безусловно, я понимала что просто не будет. Придётся много работать, но и в найме я много работала.
Итак, я выбрала нишу — натяжные потолки! Новинка рынка (напоминаю, 2006 год, в регионах это ВАУ), минимальная конкуренция, востребованность…
В городе уже было пару фирм, которые специализировались на натяжных потолках, но для 500 000 населения — это капля в море.
Взяла у подруги 100 000 рублей взаймы.
Сняла выставочную площадь в небольшом ТЦ. Маленький кабинетик с образцами материалов. Тогда в интернете у нас ничего не заказывали, надо было завлекать в оффлайн-точку и там слёзно умолять купить наш потолок.
Муж, кстати, тоже втянулся (второй уже, получается). Сначала он ещё работал в старой фирме, но я его уговорила (читай: заставила) присоединиться ко мне. Без него я бы сгорела в первую же неделю. Клиенты — народ сложный: то потолок не того оттенка, то люстра не так висит, то вообще «а можно переделать?». Муж героически отрабатывал роль переговорщика, закупщика, замерщика и даже подменного монтажника.
Какое-то время всё шло неплохо: офис, менеджер, 2 установщика. Мы почти почувствовали себя успешными бизнесменами.
Заказы были, каждый день несколько клиентов, но все деньги я инвестировала в рекламу. Я делала это интуитивно, мыслила примерно так: чтобы заказов и денег было больше, надо чтобы о нас знали все в городе! Брала только из бизнеса тысяч 20 в месяц, на еду, коммуналку и кредит.
И всё. Заказы испарились, как деньги в кошельке перед зарплатой. Мы ещё пытались держаться — платили аренду, зарплату менеджерам (у нас их уже было три), но в итоге пришлось съехать в гараж и монтировать потолки своими силами.
К моменту кризиса у нас с мужем было 3 выставочных точки в разных частях города, 3 менеджера (по одному на каждой точке), и 2 бригады установщиков на проценте (4 человека). Из постоянных расходов у нас только аренда 3-х помещений, и 3 сотрудника-менеджера на окладе.
Количество заказов падало постепенно. При тех же затратах на рекламу, мы падали в месяц процентов на 30 (каждый месяц). Ну и случилось так, что подошли к нулю по оборотке, дальше — либо закрываться, либо брать ещё где-то долг, чтобы продержаться ещё пару месяцев.
Конкуренты, между тем, начали демпинговать так, что наша наценка на монтаж казалась насмешкой.
Мы приняли решение закрыть все оффлайн-точки и попрощаться с менеджерами на окладе.
Я никогда не рыдала столько, сколько тогда.
После закрытия нам приходили заявки на натяжные потолки от знакомых и по сарафанному радио, раз в 2 месяца муж со своим братом ездил устанавливать кому-то потолок. Ну и естественно мы вернулись в найм. Перед родственниками было стыдно, вся родня думала, что мы в золоте купаемся, для провинциалов иметь три офиса — это миллионер.
Естественно, моей экономической экспертности не хватило для того, чтобы предугадать кризис 2008 года и как-то нивелировать риски, не об этом я думала, а о том, как больше денег заработать и с долгами раскидаться.
Но один урок я усвоила, всё же.
Нельзя реинвестировать всю прибыль обратно в бизнес!
Где-то недавно услышала мысль, мол хороший предприниматель вместо квартиры лучше купит новый станок своему предприятию. Так вот это всё ложь и провокация. Я тому пример! Всё вкладывала, за 2 года работы и хороших оборотов даже в отпуск не съездила. Бизнес закрылся. Ничего не осталось, будто это был сон, а не явь. Такая вот мораль, бразеры!
Какие ещё ошибки мои увидели? Будет интересно почитать вашу обратную связь.
В телеграм-канале Батюшки Бизнесменского ещё больше интересного контента.
Ischadiy,
тока в 2006-м году вконтакте тока начинался и то по инвайтам для своих, а инсты ищо в проекте не было))
газеты тада были. бумажные))
Мораль: цены на нефть и курс влияют на покупательскую способность населения. Чем они ниже, тем народ беднее. Чем народ беднее, тем меньше работы. Чем меньше работы и больше бедности, тем меньше родов и больше смертей. Чем больше смертей, тем рентабельнее заниматься похоронами, а не потолками. Вы просто ошиблись с нишей. А демпинг — это естественная реакция индивида, который пытается выжить. Его трудно в этом винить, в СССР за него кто-то квартиру получил, создав демографический профицит на фоне экономического спада. Не он такой, жизнь такая ©