Блог им. MFek
Лидер по объему текущего строительства в РФ ГК Самолет вновь выходит на долговой рынок с двумя жирными выпусками: фиксированным и флоатером. Купонный доход интересный, поэтому смотрим как сейчас обстоят дела у застройщика №1 по итогам 2024 года. Компания планирует привлечь совокупно в двух размещениях 3 млрд руб.
Компания хочет взять в долг у рынка, поскольку публичный долг проще управляется, не имеет ковенант, легче гасится, не имеет дополнительных отчетов, изменения ставок и прочего. Так что Самолёт можно понять.
Организатором обоих размещений выступает Совкомбанк, техразмещение займов запланировано на 22 апреля. Размещение на Московской бирже, ожидается первый уровень листинга. Выпуск удовлетворяет требованиям по инвестированию средств пенсионных накоплений, пенсионных и страховых резервов.
Выпуск с фиксированной доходностью БО-П16 доступен неквалифицированным инвесторам, прошедшим тест № 6 (обязательная проверка на базовые знания о финансовых инструментах, доступ к тестированию открывает брокер, количество попыток не ограничено).
● Номинал облигации: 1000 руб.
● Цена размещения: 100% от номинала
● Срок обращения 3 года (1080 дней)
● Купонный период 30 дней
● Ориентир по ставке купона не выше 25,5% годовых (доходность к погашению не выше 28,7% годовых)
Флоатер БО-П17 доступен только квалифицированным инвесторам!
● Номинал облигации: 1000 руб.
● Цена размещения: 100% от номинала
● Срок обращения 1,5 года (540 дней)
● Купонный период 30 дней
● Ориентир по ставке — спред по к ключевой ставке Банка России не выше 550 б.п. (на данный момент не выше 26,5%)
Текущий кредитный рейтинг эмитента остается высоким: A(RU) (прогноз «Стабильный») от АКРА и A+.ru (прогноз «Негативный») от НКР. В настоящее время в обращении находятся 8 выпусков биржевых облигаций девелопера на 85,8 млрд руб. и выпуск классических облигаций на 1,5 млрд руб.
Бизнес:Самолет продолжает cохранять лидерство по объемам текущего строительства и запускать новые проекты. По итогам 2024 года было введено 1,6 млн кв. м. жилья. Это лучший результат в отрасли.Гайденс на 2025 год: чистый долг/EBITDA снизить до 1, тот же параметр с учетом проектного финансирования и эскроу до 2,3х.
Также важным для понимания устойчивости компании была ситуация в офертой по выпуску облигаций БО-П11. Напомним, в феврале компания погасила облигации на сумму 13,6 млрд руб. из 20 млрд руб. всего выпуска. Кроме того, компании Группы выкупили облигации серии БО-П11 на сумму 3,9 млрд руб. Таким образом, в результате проведенной оферты, публичный долг сократился на 17,5 млрд рублей или 20% от всего публичного долга Самолёта.
Кроме того, в феврале на выкуп можно было подать еще 4 выпуска облигаций на 10 млрд руб. Но заявки были получены на объем только около 2 млрд руб. Инвесторы предпочли сохранить высокую доходность, что говорит о доверии Самолёту.
Напомним, по облигациям Самолёт не было допущено ни одного дефолта, а доходность текущих 8 выпусков
2024 год закрыли по ставке проектного финансирования 9%, в текущем году она может вырасти еще на 1,5% (таймкод интервью — около 7:30. https://t.me/IgorShimko/1262)Риски:
1) Кредитный. Часть предложений идет с рассрочкой до 3 лет, что негативно сказывается на наполнении счетов эскроу и обслуживании долга. Однако, компания не увлекается этим видом продаж, понимая все нюансы такого подхода. Кроме того, все рассрочки переведены на ежемесячные выплаты. По всему портфелю рассрочки составляют 20–25%. Стремятся к 20%.
2) Риск ликвидности. С учетом ведения бюджетов денежных потоков и фондирования стройки за счет проектного финансирования этот риск не является критическим. При нормальной работе с процентным риском здесь не создается опасность для обслуживания долга. Работа в рублевых расчетах нивелирует санкционные риски банков-контрагентов.
3) Процентный. Бизнес регулирует работу с пропорциями фиксированного и плавающего долга, сроками гашения, руководствуясь мотивированным суждением менеджмента и его опытом работы. Для девелопмента критически важно покрытие объема проектного финансирования средствами на эскроу, поэтому для более быстрого наполнения эскроу ведётся точечный ввод объектов. Сейчас основная задача компании следить за наполнением эскроу и уровнем полученных от банка средств, что позволит снизить процентные расходы.
4) Валютный. Наименьший риск для Самолёта, так как деятельность ведется внутри России.
5) Прочее. Из среднесрочных нюансов отметим, что и тут тоже накапливают РНС, в надежде на то, что потом проектное финансирование станет дешевле, и это все можно будет строить. Смущает то, что так поступают многие игроки рынка, ну и ломанутся в эту дверь тоже многие, что несет риски по ценам и реализации метров. Сейчас дорогое фондирование не дает возможности совершать резкие движения.
Итого:Имеем ситуацию: Самолёт отдал публичного долга на 17 млрд руб., а дорогой и более сложный в обслуживании банковский долг еще остался. Теперь, в рамках управления займами, компания хочет привлечь публичный долг и параллельно рассчитываться с банковскими кредитами. Так выгоднее, в первую очередь операционно, об этом тоже говорили в интервью. Ситуация понятна.
У нас пока нет отчета за 2024 год по МСФО, он будет в конце апреля. Но из нашего общения с компанией можно сделать вывод, что шоковое время девелопер прошел и сейчас его задача дождаться снижения ключевой ставки и возвращения на рынок отложенного спроса.
Сумма, которую привлекает Самолёт вполне комфортная, полагаем, что купон пройдет ближе к верхней границе заявки. Серьезного риска дефолта на сегодня как будто не ощущается.