Блог им. MaksimPeretiazhko
Доллар продолжает падать, золото бьет рекорды, превысив в моменте 3500 USD за унцию. К рискам торговой войны прибавились опасения инвесторов по поводу независимости американского ЦБ – ФРС.
А может ли Трамп уволить главу ФРС?
Хорошая статья на эту тему вышла на Bloomberg: www.bloomberg.com/features/trump-federal-reserve/
Ниже перевод:
Президент Дональд Трамп снова поднимает вопросы о возможных попытках ограничить независимость Федеральной резервной системы (ФРС), поскольку обостряются новые трения в его напряженных отношениях с центральным банком.
Во время своего второго срока Трамп подверг сомнению решения ФРС, призвав снизить процентные ставки — вновь повторяя свои требования, звучавшие еще в первый срок. 17 апреля он заявил, что «увольнение Пауэлла не может наступить достаточно быстро».
Ранее Трамп говорил, что позволит Пауэллу, которого обсуждал возможность уволить еще в 2018 году, дослужить свой срок, но не переназначит его председателем. Сам Пауэлл заявлял, что не уйдет в отставку по просьбе президента.
Что президент может и не может сделать в отношении ФРС
Отстранение председателя ФРС
Самый прямой способ послать сигнал ФРС — это попытаться сместить её председателя, как Трамп обсуждал в 2018 году, будучи недовольным повышением ставок. Однако уволить председателя ФРС непросто. По закону, члены Совета управляющих ФРС могут быть «отстранены президентом только по уважительной причине», что обычно трактуется как серьезные нарушения или злоупотребления.
Вопрос о возможности лишить председателя его должности без отстранения от Совета менее ясен. По мнению профессора Питера Конти-Брауна из Уортонской школы Пенсильванского университета, законодательство прямо не защищает сам пост председателя, но защита членов Совета фактически ограничивает такие действия. При этом председатель ФРС также возглавляет Федеральный комитет по операциям на открытом рынке (FOMC), и его руководство комитетом выбирается не президентом, а самими членами.
Дополнительно, администрация Трампа участвует в судебных тяжбах, которые могут ослабить правовую защиту независимых агентств США, включая ФРС. Основной прецедент, защищающий их от произвольного увольнения, — решение Верховного суда 1935 года «Дело исполнителя Хамфри» (Humphrey’s Executor). Консерваторы считают, что его следует пересмотреть.
Назначение членов ФРС
Самая явная форма влияния президента на ФРС — назначение новых членов Совета управляющих. Срок их полномочий — 14 лет, а председателя — 4 года. Все члены Совета входят в состав FOMC.
Трамп назначил Пауэлла в 2018 году, не следуя обычной практике переназначения председателя предыдущего президента. Позже Байден переназначил Пауэлла в 2021 году.
Срок полномочий Пауэлла в качестве председателя истекает в 2026 году, а срок его членства в Совете — в 2028 году. Это дает Трампу возможность влиять на состав ФРС в случае переизбрания. В январе 2026 года также истекает срок полномочий члена Совета Адрианы Куглер.
Трамп уже воспользовался возможностью назначить Мишель Боуман вице-председателем по надзору в марте 2025 года, после ухода Майкла Барра.
Однако любые назначения должны пройти утверждение Сенатом. Хотя республиканцы получили контроль над Сенатом в ноябре 2024 года, в прошлом Трамп сталкивался с сопротивлением Сената по поводу некоторых своих кандидатов.
Кампания давления на ФРС
Президенты обоих партий пытались оказывать давление на ФРС — как публично, так и за кулисами. Например, Линдон Джонсон в 1965 году вызвал председателя ФРС Уильяма Мартина на свое ранчо, чтобы отчитать его за повышение ставок. Ричард Никсон оказывал давление на Артура Бёрнса, что, как считают экономисты, привело к несвоевременному ответу ФРС на инфляцию.
Во время первого срока Трамп также открыто критиковал Пауэлла за решения по ставкам. В начале второго срока он заявил, что «намного лучше» понимает вопросы процентных ставок, чем руководство ФРС, и что будет давать им знать о своем несогласии.
В феврале 2025 года Трамп подписал указ, обязывающий Совет управляющих ФРС представлять в Белый дом на утверждение любые изменения в правилах надзора за банками, хотя исключение было сделано для решений по монетарной политике.
Организационная независимость ФРС
ФРС нанимает и увольняет своих сотрудников сама и владеет собственными зданиями, а её бюджет не зависит от Конгресса — доходы поступают в основном от процентов по гособлигациям, приобретенным через операции на открытом рынке.
Политика
Хотя Пауэлл неоднократно подчеркивал стремление ФРС оставаться аполитичной, в реальности решения банка неизбежно связаны с политическим контекстом. ФРС тесно взаимодействует с Минфином и Конгрессом, учитывая экономические последствия законодательных мер.
Как отмечает Конти-Браун, ФРС — «глубоко политическое учреждение», но «политика и партийность — это разные вещи».
Почему центральные банки стремятся к независимости
Независимость позволяет банкам принимать непопулярные, но необходимые меры, такие как повышение ставок для борьбы с инфляцией, независимо от краткосрочных политических интересов. Долгосрочная стабильность экономики важнее краткосрочного роста за счет дешевых денег.
Даже министр финансов Трампа Скотт Бессент в апреле 2025 года назвал независимость ФРС в сфере монетарной политики «драгоценной шкатулкой, которую необходимо сохранить».
Больше постов:
t.me/maxinvest_pro