Прислал друг по почте такой рассказ. Источника не знаю.
Задала учительница по обществознанию детишкам бизнес-планы подготовить.
Ну а что – тема предпринимательство, пусть покреативят на тему внутришкольного бизнеса. Школа-то ‒ модель Мира, всей мировой экономики. И пятиклассники взялись за домашку как никогда ретиво. И вот ‒ урок, презентации.
Не по возрасту громоздкая отличница подробнейше разложила, как она комбинат питания устроит. Юркий рыжий мальчишка обрисовал фантастические перспективы преображения школьной транспортной системы: тут и лифты, и эскалаторы, и рикши. Смурной опрятный паренек, вовсе не похожий на шального айтишника, сделал классный доклад о системе автоматизации, контроля доступа, учета и контроля на базе школьной компьютерной сети. Бойкая веселушка рассказала о производстве обуви для всех учителей, школьников и даже для продажи на экспорт.
И вот, выходит к доске худенькая скромная девочка с открытым лицом и добрыми глазами.
‒ Все вы, ‒ говорит она одноклассникам, ‒ начинали свои бизнес-планы со слов «возьму кредит в банке». Так вот, я открываю банк.
По рядам прокатился сдержанный гул восхищения и зависти: и как сами не дотумкали?
‒ Условия у меня такие, ‒ продолжает девочка, ‒ каждый может взять любую сумму под 20% годовых.
‒ Как любую? И миллион можно, ‒ вскинул голову дремавший на задней парте до анекдотичности типичный Вовочка, хулиган и второгодник.
‒ Хоть миллиард. Хоть сто миллиардов. Но учтите – в конце года эти деньги нужно будет отдать с процентами. Кто не отдаст ‒ забираю имуществом.
‒ Чо, весь бизнес отберешь? ‒ возмутилась, алея щеками, толстая отличница.
‒ Нет, конечно! Только недостающую часть заберу, не более.
‒ Нормальные условия. Даже отличные, ‒ взвешенно отчеканил айтишник, подняв глаза от калькулятора, ‒ я согласен.
За ним все закивали голосами ‒ такой добрый и щедрый банк всем понравился.
‒ Ну вот, ‒ продолжила тихая «банкирша», ‒ в начале года я выдам гору денег. Но, сколько бы я ни выдала, 100% денег покрывают 100% школьного бизнеса. А в конце года я потребую вернуть 120% выданных денег. Гору и плюс еще пятую часть горы. А у вас на руках ‒ только гора, 20%, которые я потребую сверху, не существует в природе. Значит, по результатам года я заберу 20% школы.
За год кто-то сумеет собрать 120% денег, а кто-то и 400%. Но это значит, что у другого не будеи и половины необходимого для возврата долга. Но это не важно. Важно, что в любом случае, как только вы согласились взять кредит, вы отдали мне 20% школы.
Следующий год ‒ еще 20%. И так далее. Ну а к десятому классу я буду единственной владелицей школы. Сегодня вы мечтаете о благополучии, бизнесе, успехе, развитии. А к десятому классу вы станете моими рабами и я буду решать, кому жить, а кому умереть с голоду.
Класс затих. Учительница растерянно хлопала кривовато подведенными глазками. У кого-то в сумке невероятно громко вибрировал мобильник.
‒ Нафиг такой банк, ‒ первым ожил второгодник Вовочка, ‒ без банка обойдемся.
‒ Точно! ‒ зажглась надеждой веселушка от обувного бизнеса, ‒ без банков и денег обойдемся, бартером будем наши товары и услуги менять друг на друга.
‒ И как ты расплатишься за мороженое, ‒ искренне удивилась «банкирша», ‒ каблук от сапога отломишь и отдашь? А с работниками чем расплачиваться будешь? Кедами? Так им некогда работать станет – будут днями искать того пекаря, которому кеды нужны, чтоб булочку с повидлом купить. Вон, спроси у Дашки, ‒ «банкирша» кивнула на отличницу общественного питания, ‒ согласна она кедами оплату принимать.
‒ А мы будем друг другу расписки писать! ‒ нашелся айтишник.
‒ Хорошая идея, ‒ согласно кивнула «банкирша», ‒ и через три дня у каждого будет вот-такенная стопа записочек: «Я отдал Коле стул», «Вася меня на эскалаторе прокатил», «Взял у Ани кроссовки»… И что? Как потом со всем этим разобраться?
Класс снова затих. Бледная учительница нервно крутила браслетку на запястье, с рассеянно поглядывая то на понурый класс, то на спокойную и милую докладчицу с добрыми глазами.
‒ Это, ‒ вдруг поднялся Вовочка, грохнув стулом, ‒ Иванова, а точно школа тебе будет принадлежать?
‒ Конечно, ‒ пожала плечами девочка. Это же элементарно.
‒ Тогда это… ‒ Вовочка сопел, теребил ногтем характерные мозоли на костяшках кулачищи и пытался подобрать слова, ‒ Иванова, возьми меня на работу. Если кто свое отдавать за долги не будет – я помогу. Ага? А мне много не надо. Ты мне компьютерный класс отдай (айтишник дернулся, но промолчал), я там игровую зону сделаю.
‒ Хорошо, ‒ тут же согласилась «банкирша», ‒ будешь силовым ведомством.
‒ Не, ‒ промычал Вовочка, ‒ давай переименуем… Пусть буду «Спецназ»!
«Банкирша» еще раз кивнула и обратилась к совсем не веселой веселушке:
‒ Анечка, ну зачем тебе заниматься обувным бизнесом, который ты все равно потеряешь? Ты же хочешь получить, а не потерять, правильно? Так вот, я отдам тебе 10% школы.
‒ А мне что делать? ‒ осторожно спросила Аня, чувствуя очередной подвох.
‒ Видишь ли, мне не очень хочется работать. Поэтому работать за меня будешь ты. Вся эта возня ‒ учитывать деньги, выдавать… Вдруг среди года кто-то захочет еще кредит взять? Вот я тебе и отдам деньги под 20% годовых. А ты будешь их раздавать под 22%. Твоя доля – 10% от моей, все честно.
‒ А можно я буду не под 22% выдавать, а под… Под сколько хочу? ‒ повеселела веселушка.
‒ Конечно. Но не думай, что школа твоей станет. Вот, будешь ты отдавать деньги под 33%, и через три года школа будет вроде бы твоей. Однако, ты-то взяла у меня деньги под 20%, которых, как ты помнишь, не существует в природе. И школа все равно будет моей через пять лет. И я отдам тебе твои 10%, а не ты их получишь сама. Понимаешь? Я ‒ хозяйка.
‒ Нафиг такую хозяйку, ‒ булькнула сквозь полные щечки отличница и тут же получила мощную затрещину от Вовочки.
‒ МарьПална, ‒ повернулась «банкирша» к мирно зеленеющей в полусознательном состоянии училке, ‒ и вы не расстраивайтесь. Я дам вам большую зарплату. Вы только учите всех, что так и должно быть, что по другому не бывает. Рассказывайте детям, что если много и хорошо работать, можно достичь успеха, стать богатым. Понимаете, чем больше они работают, тем быстрее буду богатеть я. И чем лучше вы будете пудрить мозги ученикам, тем больше я вам буду платить. Ясно?
В глазах учительницы блеснула искра сознания и надежды, она часто и мелко закивала, преданно глядя на пятиклассницу.
Грянул спасительный звонок.
ПИШИТЕ ЕЩЕ. Тема неисчерпана ибо неисчерпаема.
Пускай читатели читаю, ставят плюсики, чувствуют себя всезнающими и радуются… но я думаю мало кто вообще знает, как на самом деле (по настоящему) устроена финансовая система. Начать хотя бы с того, что деньги печатает не банк…
всем больше работать, богатеть хочу)))
вот один из комментариев к оригиналу статьи в ЖЖ:
Простой опровергающий пример
ДЛЯ ТЕХ, кому описанная система показалась логичной и устрашающей.
Представьте, что пятеро этих детей попали на необитаемый остров и решили реализовать эту финансовую систему. Итак, у нас получается замкнутая система, «модель Мира, всей мировой экономики».
Вовочка решил, что будет собирать бананы для всех, и это будет его бизнес. Айтишник задумался о ловле рыбы. Даша (полная отличница, мечтавшая о пищевом комбинате) предложила готовить эту рыбу ребятам. Веселушка взяла на себя проблему изготовления примитивной обуви, так как берег был каменистым, а центр острова был местами покрыт острой сухой травой.
«Банкирша» же собрала со всего острова все редкие ракушки (40 штук) и объявила их эквивалентом денег, раздала ребятам по 10 штук на 100 дней под 20%, надеясь стать правительницей этого острова через 500 дней, мечтая, что ребята ей будут вечно должны. Ну а пока она решила потерпеть и как-то продержаться сама ближайшие 100 дней.
У наших героев установились следующие цены:
10 бананов – 1 ракушка
1 рыба – 1 ракушка
Приготовление 1-й рыбы – 1 ракушка
1 пара обуви из коры и растений – 10 ракушек
В среднем на человека уходило 10 бананов в день, одна рыба, которую обязательно готовила Даша. Одной пары обуви хватало на дней 10.
Так как «банкирша» от жадности не оставила себе ракушек, чтобы получить максимально по процентам, она пока не участвовала в товарообороте.
Итак, в среднем Вовочка добывал по 40 бананов в день, айтишник ловил 4 рыбы в день, Даши готовила эту рыбу ребятам и себе одну, которую покупала, довочка-веселушка делала по 4 пары обуви в течение каждых 10 дней. С каждым днем мастерство ребят росло и у них больше времени оставалось на общение, игры, обустройство жилища и пр. И только «банкирше» пока жилось не очень, так как приходилось много разных дел самой, а банановая роща и берег с рыбами находились на приличном расстоянии. Она очень ждала, когда настанет день возврата долгов.
И вот этот день наступил… Как и планировала «банкирша», ракушек не хватило, чтобы отдать весь кредит. Тогда Вовочка недостающие ракушки (2 штуки) отдал бананами в количестве 20 штук (переработал на 50% за один день), айтишник и Даша скооперировались и отдали две жареные рыбы, что было эквивалентно 4-м ракушкам (также переработали в течение всего одного дня на 50%). Веселушка отдала одну пару обуви (за десять последних дней она переработала на 25%), но при этом отдала проценты еще на 400 дней вперед (ведь пара обуви стоила 10 ракушек).
Бананов и рыбы «Банкирше» хватило на 2 дня, обуви – на 10 дней. «Что-то не то с моим планом захвата острова»,- подумала она.
Обращайте внимание на производительность, скорость оборота, устанавливайте свои цены!
Систему можно загонять в любую крайность, тем она и хороша как модель. Для анализа «крупными мазками» пригодна а если уходить в ньюансы и не учесть мелкие детали результат может быть прямо-противоположный.
а ведь берег могло вынести и другие ракушки ( фальшивомонеты), которые также как и банкирша могли собирать остальные.
Если система замкнутая, т.е. все что нужно для организации производства обуви, еды, АйТи-систем уже есть в школе или может быть создано самими учениками, то банкирша и ее кредиты им на хрен не сдались. Сами договорятся, что у них деньгами будет. Кстати, найдутся здесь те, кто вспомнит, что во второй половине 80-х в советских школах существовала такая неформальная универсальная денежная система — фантики и вкладыши от жвачек.
А если система не полностью замкнутая, т.е. что-то будет закупаться на стороне за реальные деньги, то возникает вопрос, откуда у банкирши найдутся эти «настоящие» деньги, да еще в любых количествах?
Если она исходит из принципа «нарисую сколько надо», как Попандопало, то и отношение к ней в «замкнутой» системе будет соответствующее. Тот же Вовочка ей так накостыляет, что до конца жизни финансами заниматься не будет.
Банкирша упала под парту, уставившись не моргающим взглядом на писофчок (piece of chalk) валяющейся на полу.
Девочка не знала что в России не все заканчивается так как планируешь.
возьмите планету 50 тысяч назад и сейчас
ничего не изменилось? стоимость не создана?
замкнутая система?
Анастасия, Звенящие кедры России, рассказ про демона Кратия… Практически то же самое… Рокфеллер, открытым текстом заявляющий, что мы уже ничего делать даже не будем, люди сами придут к нам чипы вживлять… уже и терминатора изобрели… как вам «собачка» металлическая о четырех ногах, с двигателем внутреннего сгорания, до 80 кмч разгоняющаяся? На какой машине сможешь от такой убежать?
А все от денег…