копипаст из квика
Вслед за отказом от французских сыров и австралийской говядины россиянам, похоже, предстоит забыть о полюбившихся им западных брендах одежды. Финская марка Sepp?l?, английская River Island, американская Esprit, итальянская OVS: по осени российский рынок fashion-ритейла недосчитался сразу четырех брендов.
Поймать осеннюю волну Магазины уходящих с нашего рынка марок закрываться будут не все и не сразу. Так, «приговоренный» к закрытию магазин River Island продолжает функционировать в ТЦ «Метрополис», но уже не работает в ТЦ «Золотой Вавилон». До конца октября в точках сети проходит глобальная распродажа, скидки предоставляют в том числе и на новую коллекцию. Проводит распродажу товарных запасов и часть пока продолжающих деятельность магазинов Esprit.
«Они закрываются, не закрываясь, — комментирует ситуацию управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко, — хотят поймать „осеннюю волну“. А окончательно прекратить работу могут к январю 2015 г.».
Не в один день закроются и магазины Sepp?l?.. Как пояснили представители Stokmann, процесс затянется, скорее всего, до конца 2015 г. Там уже объявлены «сумасшедшие дни скидок». Бренд Esprit в России на условиях франшизы развивала польская компания «Маратекс» (входит в состав Empik Media & Fashion Group). «Маратекс» от комментариев отказалась, подтвердив лишь закрытие магазинов бренда OVS.
Закрытие сетевых магазинов, принадлежавших «Маратекс» и Stokmann, стало не первой потерей 2014 г. на российском одежном рынке. В конце января о закрытии собственных торговых точек объявила компания «ЛВБ», представляющая в РФ бренд мужской одежды Chevignon. Причиной стала недостаточная прибыльность бутиков. Впрочем, уход бренда с нашего рынка прошел незаметно: сеть была довольно символическая, объединяя всего четыре магазина.
Слабое звено Уход нескольких торговых брендов, пусть и известных, не явился большой неожиданностью для отечественного рынка. Под сокращение попали по преимуществу проблемные активы.
Менее чем за год до закрытия магазинов Esprit, OVS и River Island в России «Маратексу» пришлось отказаться от продвижения OVS на Украине. Тогда же, в начале 2014 г., на продажу выставили и местные сети Esprit и River Island (всего компания владела в сопредельном государстве десятью торговыми точками). Еще раньше, в 2013 г., EM&F перестала работать здесь с марками Aldo, Orsay и Tally Weijl. Сворачивать работу российских магазинов (на 2012 г. их насчитывалось в совокупности 64, другие данные не афишировались) компания начала еще летом, в августе о закрытии Esprit в Ростове-на-Дону и Челябинске сообщали пользователи «Вконтакте».
«Закрытие „Маратекс“ для большинства работающих на рынке компаний не было сюрпризом или неожиданностью. Первым звоночком стал уход „Маратекс“ с Украины задолго до кризисных событий в этой стране, — отмечает управляющий директор Esper Group Дарья Ядерная. — Даже сегодня не многие компании уходят с Украины, так как понимают, насколько сложно будет вернуться. Уход с целого рынка означает серьезные проблемы внутри компании».
У бренда Sepp?l? в России сложности начались тоже далеко не вчера. Правда, сеть сокращала свое присутствие на рынке довольно медленно. Вместо 44 магазинов в 2012 г. к началу 2014 г. в РФ работало на десяток меньше, затем постепенно их число и вовсе упало до 16, и последние теперь будут ликвидированы уже окончательно.
«Закрытие торговых сетей как „Маратекса“, так и Stockmann, было ожидаемо, имелись сигналы, и не один, причем еще до кризисных времен в экономике», — подчеркивает руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL Елена Задорожная.
«Из всех перечисленных брендов только River Island можно назвать действительно успешным, с хорошей современной концепцией и потенциалом для развития. Поэтому новость об Esprit и OVS была ожидаема, — добавляет руководитель направления по развитию ритейлеров в России компании „Магазин магазинов“ Ксения Гревцова. — Что касается River Island, бренд оказался в одной „корзине“ с ними, в руках одного франчайзи. Думаю, он вернется на российский рынок либо напрямую, либо с помощью другого партнера».
Поработали в убыток Решение о закрытии магазинов Sepp?l? было исключительно прагматическим, уверяют в финской Stockmann: российский сегмент приносил убытки, что в итоге не вполне позитивно сказывалось на показателях всей сети в целом (на текущий момент под брендом Sepp?l? работает свыше 200 магазинов в Финляндии и странах Балтии).
«Уход с российского рынка связан с тем, что магазины Sepp?l? не приносили дохода уже долгое время», — прокомментировала для «Ко» решение о закрытии торговых точек представитель Stokmann Анна Бьярланд.
Этому предшествовали не самые оптимистичные финансовые показатели как «Маратекса», так и Stockmann. Итоги работы в первые шесть месяцев 2014. показали: выручка компаний сокращалась, а убытки закономерно росли, что во многом было вызвано ослаблением национальной российской валюты.
В результате за первые шесть месяцев 2014 г. потери «Маратекса» от конвертации валют, связанные с закупкой товара для продаж в РФ и на Украине, выросли почти вдвое и составили 6,9 млн польских злотых (1,6 млн евро). В 2013 г. аналогичный показатель составлял 3,2 млн злотых. Рубль, падающий по отношению к евро, практически гарантировал уход в минус.
«Все закупается в валюте, пошлина платится в валюте, а есть еще аренда, которая, как ни смешно, растет, потому что обычно ставки фиксируются в договорах в валюте, — поясняет президент Finn Flare Ксения Рясова. — Все это, естественно, сказывается на маржинальности бизнеса, заниматься которым становится неинтересно».
Из-за курсовых колебаний выручка Stockmann в России сократилась: за первые шесть месяцев 2014 г. этот показатель упал по сравнению с предыдущим годом на 15,4%, составив 145,5 млн евро. При этом в рублевом отношении выручка осталась на уровне 2013 г.
Резко ухудшилось и положение Stockmann в целом: прибыль компании за апрель-июнь составила 3,5 млн евро против 30 млн евро за аналогичный период 2013 г., уменьшившись почти на порядок. По итогам первого полугодия Stockmann оказалась в глубоком минусе, продемонстрировав убыток свыше 40 млн евро. В 2013 г. данный показатель был более чем в десять раз меньше и равнялся 4,6 млн евро.
«Рыночные условия в России остаются непростыми, а российский рубль — слабым. Дальнейшее экономическое развитие страны также неясно», — отметил в полугодовом отчете компании Ханну Пенттиля, тогда еще занимавший пост главного исполнительного директора Stockmann.
Это дало основание аналитикам, в частности, представителю аналитического агентства Inderes Саули Вилен, говорить о кризисном состоянии компании. Эксперт не исключил возможности продажи недвижимости в России.
И это на фоне более удачливых конкурентов. Выручка компании Inditex, известной в РФ по брендам Zara, Pull & Bear, Massimo Dutti и Bershka, выросла по итогам I квартала 2014 г. как в местных валютах (на 11%), так и в евро (на 4%). Компания продолжила успешно продавать и в следующие месяцы, умудрившись увеличить продажи по итогам шести месяцев 2014 г. на 4% (общий объем продаж пр
А вообще это копипаста с ведомостей месячной давности.